Аннотация программы Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 27 октября 2014 г. N 1353), зарегистрированного Министерством юстиции России (24 ноября 2014г. рег. № 34864). Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения: - 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования. Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в заочной форме обучения: - 4 года 10 месяцев на базе основного общего образования; - 3 года 10 месяцев на базе среднего общего образования. Наименование квалификации углубленной подготовки - учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области родного языка и литературы Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова» Составители: - Магомедов А.А.- зам. директора по УМР, преподаватель высшей квалификационной категории; - Бурняшова Т.В. – зам.директора по НИР, преподаватель высшей квалификационной категории - Сеидова С.-Г. А.-С. - зам. директора по УПР, преподаватель высшей квалификационной категории; - Ильясова П. А.– заведующий отделением, преподаватель высшей квалификационной категории; - Адзиева Н.М. – заведующий отделением заочного образования, преподаватель высшей квалификационной категории - Бигишиева А. М. – зав. информационно-методическим центром колледжа; - Гаджикулиева Ф.Г. - преподаватель высшей квалификационной категории, председатель цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин; - Телеева Х.Н. - преподаватель высшей квалификационной категории, председатель цикловой комиссии филологических дисциплин; - Османова М.С. - преподаватель высшей квалификационной категории, председатель цикловой комиссии естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин. Правообладатель программы: ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж имени М.М.Меджидова» СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения ……………………………………………………………… 1.1.Нормативно-правовые основы разработки образовательной программы СПО по ППССЗ……………………………………………………………………... 1.2. Характеристика подготовки по специальности……………………………… 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена………………………………………………………………………. 2.1. Область профессиональной деятельности……………………………………. 2.2. Объекты профессиональной деятельности…………………………………… 2.2. Виды профессиональной деятельности……………………………………….. 3.Требования к результатам освоения ППССЗ………………………………… 3.1.Общие компетенции…………………………………………………………….. 3.2.Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции... 4. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена………………………………………………………………………………….. 4.1. Учебный план …………………………………………………………………... 4.2. Календарный учебный график ………………………………………………… 4.3.Рабочие программы дисциплин, программы профессиональных модулей…. 5. Ресурсное обеспечение ОПОП – ППССЗ…………………………………….. 5.1.Кадровое обеспечение…………………………………………………………... 5.2.Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы…………………………………………………………………………… 5.3. Оснащение баз практик………………………………………………………… 5.4. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы…………………………………………………………………………… 5.5.Требования к практической подготовке обучающихся………………………. 5.6. Требования к организации воспитания обучающихся………………………. 6. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена………………………………………………………………………. 7. Рабочая программа воспитания……………………………………………… 8. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации………………………………………………………………. 9. Нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся……………………………………………… 10. Регламент по организации периодического обновления ППССЗ в целом и составляющих ее документов…………………………………………….. Приложения 4 4 5 6 6 6 6 6 6 7 11 12 16 17 17 17 18 19 20 20 21 21 26 27 27 30 3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативно-правовые основы разработки Программы подготовки специалистов среднего звена Образовательная программа СПО по ППССЗ 44.02.02. Преподавание в начальных классах - комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по квалификации «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области родного языка и литературы», по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах. Нормативную правовую основу разработки образовательной программы СПО по ППССЗ (далее – программы) составляют: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 27 октября 2014 г. N 1353), зарегистрированного Министерством юстиции России (24 ноября 2014г. рег. № 34864). 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; 5. Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (редакция от 19.01.2023 — Действует с 14.04.2023); 6. Приказ Минобрнауки России №885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся») (зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 № 59778) 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.10.2022 г. № 906 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»; 4 9. Приказ Министерства просвещения России от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован 21.09.2022 №70167); 10.Приказ Министерства просвещения России от 12 августа 2022г.№732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N413; 11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74228). Начало действия документа – 24.07.2023г. 12.Приказ Министерства просвещения России от 23.11.2022 №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 №71763); 13.Приказ Министерства просвещения России от 28 февраля 2022г. №96 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» 14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила..»); 15.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779); 16.Устав ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова» 17.Локальные акты ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М. М.Меджидова». 1.2. Характеристика подготовки по специальности Срок получения среднего профессионального образования по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»: _ на базе среднего общего образования – 2 год 10 месяцев; – на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев. 5 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускника: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах. 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника: - задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах; - задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями, лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания учащихся; - документационное обеспечение образовательного процесса. 2.3. Виды профессиональной деятельности: - Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах; - Организация внеурочной деятельности и общения учащихся; - Классное руководство; - Методическое обеспечение образовательного процесса. Задачи профессиональной деятельности выпускника: -развитие у студентов познавательной активности, потребности и способности непрерывно усваивать необходимые новые знания, критически их осмысливая и применяя в качестве средств овладения профессиональной деятельностью. -развитие умений определять свои информационные потребности в области учебно-профессиональной деятельности и в сфере профессионального труда в целом. -формирование умений проектирования, прогнозирования профессиональной деятельности, целеполагания, коррекции целей и средств профессионального труда. -развитие системного, творческого мышления и рефлексивных способностей, формирование потребности в личностном саморазвитии и профессиональное самосовершенствовании, владение навыками самообразования и самовоспитания. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ППССЗ 3.1.Общие компетенции выпускника: 6 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. 3.2. Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке): ВПД 1. Преподавание по образовательным программам начального общего образования ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. ВПД 2. Организация внеурочной деятельности и общения учащихся ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. 7 ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся. ВПД 3. Классное руководство ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом. ВПД 4. Методическое обеспечение образовательного процесса ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. Специальные требования Образовательная программа СПО по ППССЗ специальности Преподавание в начальных классах предусматривает изучение следующих учебных циклов: Общеобразовательный цикл общий гуманитарный и социально-экономический цикл; математический и общего естественнонаучный цикл; профессиональный; 8 и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). Обязательная часть образовательной программы СПО по ППССЗ по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл состоит из дисциплин: «Основы философии», «Психология общения», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Основы финансовой грамотности», «Русский язык и культура речи», «Гражданское население в противодействии идеологии терроризма» Математический и общий естественнонаучный цикл состоит из дисциплин: «Математика», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности» (68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов), «Основы специальной педагогики и специальной психологии», «Современные педагогические технологии в области НОО», «Каллиграфия» «Родной язык и литература» и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности: «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Классное руководство», «Методическое обеспечение образовательного процесса». В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). Часы вариативной части ППССЗ распределены следующим образом: В рамках реализации требований федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, в целях обеспечения перехода от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности младшего школьника и для эффективной профессиональной подготовки выпускника данной специальности к профессиональной деятельности в структуру подготовки педагогических кадров введены дисциплины в циклы и профессиональные модули: МДК 01.10 Родной 9 язык и литература (166 ч), МДК 01.11 Теория и методика преподавания родного языка в начальной школе (94), МДК 01.11 Теория и методика преподавания родного языка в начальной школе (94). СПИСОК рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах О.00 Общеобразовательный цикл Рабочая программа ОУД 01 (СОО 02.01) Русский язык и литература Рабочая программа ОУД 02 (СОО 01.01) Иностранный язык Рабочая программа ОУД 03 (СОО 02.02) Математика: алгебра и начала математического анализа Рабочая программа ОУД.04(СОО 01.02) История Рабочая программа ОУД.05(СОО 01.03) Физическая культура Рабочая программа ОУД.06 (СОО 01.04) Основы безопасности жизнедеятельности Рабочая программа ОУД.07 (СОО 01.05) Информатика Рабочая программа ОУД.08 (СОО 02.03) Обществознание (вкл. экономику и право) Рабочая программа ОУД.09 (СОО 01.06) Естествознание Рабочая программа ОУД.10(СОО 03.01) География Рабочая программа ОУД.11 (СОО 03.02) Экология Рабочая программа ОУД.12 (СОО 01.06) Родной язык (русский, даргинский, кумыкский) ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии Рабочая программа ОГСЭ.02 Психология общения Рабочая программа ОГСЭ.03 История Рабочая программа ОГСЭ.04 Иностранный язык Рабочая программа ОГСЭ.05 Физическая культура Рабочая программа ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности Рабочая программа ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи Рабочая программа ОГСЭ.08 Гражданское население в противодействии идеологии терроризма ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл Рабочая программа ЕН.01 Математика Рабочая программа ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности П.00 Профессиональный цикл ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины Рабочая программа ОП.01 Педагогика Рабочая программа ОП.02 Психология Рабочая программа ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Рабочая программа ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности Рабочая программа ОП.05 Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа ОП.06 Современные педагогические технологии в начальном образовании Рабочая программа ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности Рабочая программа ОП.08 Основы специальной педагогики и специальной психологии Рабочая программа ОП.10 Практикум по каллиграфии ПМ.00 Профессиональные модули ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования Рабочая программа МДК.01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах Рабочая программа МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания Рабочая программа МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Рабочая программа МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания Рабочая программа МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания Рабочая программа МДК.01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности 10 Рабочая программа МДК.01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Рабочая программа МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Рабочая программа МДК.01.09 Теория и методика преподавания обществознания в начальной школе Рабочая программа МДК.01.10 Родной язык и литература Рабочая программа МДК.01.11 Теория и методика преподавания родного языка и литературы в начальной школе Рабочая программа МДК.01.12 Теория и методика преподавания родного языка и литературы в основной школе Рабочая программа УП.01.01 Полевая практика Рабочая программа УП.01.02 Наблюдения и показательные уроки Рабочая программа ПП.01.01 Пробные уроки Рабочая программа ПП.01.02 Первые дни ребёнка в школе ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников Рабочая программа МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы общения младших школьников (научно-познавательная деятельность с применением элементов робототехники) Рабочая программа МДК.02.02 Основы вожатской деятельности Рабочая программа УП.02 Учебная практика Рабочая программа ПП.02 Производственная практика ПМ.03 Классное руководство Рабочая программа МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя Рабочая программа УП.03.01 Подготовка к летней практике Рабочая программа ПП.03.01 Психолого-педагогическая Рабочая программа ПП.03.02 Помощник классного руководителя Рабочая программа ПП.03.03 Летняя практика ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса Рабочая программа МДК.04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Рабочая программа ПП.04.01 Методическая работа учителя начальных классов 3.6. Программа производственной практики (преддипломной) 4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 4.1. Учебный план На основе Базисного учебного плана учреждением профессионального образования разрабатывается рабочий учебный план с указанием учебной нагрузки обучающегося по каждой из изучаемых дисциплин, каждому профессиональному модулю, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике. Часы вариативной части циклов ППССЗ распределяются между элементами обязательной части цикла и / или используются для изучения дополнительных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов. В последнем случае дисциплина, профессиональный модуль, междисциплинарный курс вносятся в соответствующий цикл ППССЗ с указанием «вариативная часть цикла». В учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ППССЗ, обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. 11 12 Курс 1 - Считать в план е - - Формы пром. атт. Зачет с оц. По плану ОП.ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 2106 СОО.Среднее общее образование Наименование Зачет Итого акад.часов Экспер тное Индекс Экза мен 1 Макс. уч. нагр. Обяз. уч. нагр. Курс 2 Семестр 1 Семест р2 Се ме стр 3 Ит ог о Обяз. часть Ва р. ча сть Обяз. часть Вар. часть Итого Итого 702 100% 0 % 100% 0% 918 1188 1404 702 2106 1404 918 1188 663 663 332 995 663 434 561 С преп. Обяз. нагр. СР 2106 1404 1404 2106 2106 1404 222 222 995 995 Пр. подгот + СОО.01 Базовые дисциплины + СОО.01.01 Иностранный язык 2 117 117 117 117 117 117 51 66 + СОО.01.02 История 2 234 234 156 156 78 234 156 102 132 + СОО.01.03 Физическая культура 2 234 234 117 117 117 234 117 102 132 + СОО.01.04 Основы безопасности жизнедеятельности 2 117 117 78 78 39 117 78 51 66 + СОО.01.05 Информатика 2 117 117 78 78 39 117 78 51 66 + СОО.01.06 Естествознание 2 176 176 117 117 59 176 117 77 99 + СОО.02 Профильные дисциплины 222 937 937 624 624 313 937 624 406 531 + СОО.02.01 Русский язык и литература 2 469 469 312 312 157 469 312 202 267 + СОО.02.02 Математика: алгебра и начала математического анализа 2 234 234 156 156 78 234 156 102 132 + СОО.02.03 Обществознание 2 234 234 156 156 78 234 156 102 132 + СОО.03 Предлагаемые ОО 222 174 174 117 117 57 174 117 78 96 + СОО.03.01 Экология 2 58 58 39 39 19 58 39 26 32 + СОО.03.02 География 2 58 58 39 39 19 58 39 26 32 + СОО.03.03 Родной язык 2 58 58 39 39 19 58 39 26 32 1 ПП.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 4644 4644 3096 3096 1548 3240 ОГСЭ.Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл 978 978 652 652 326 732 14 04 24 6 2160 936 488 164 86 4 16 8 + ОГСЭ.01 Основы философии 8 75 75 50 50 25 72 3 48 2 + ОГСЭ.02 Психология общения 8 84 84 56 56 28 72 12 48 8 + ОГСЭ.03 История 3 72 72 48 48 24 72 48 72 + ОГСЭ.04 Иностранный язык 48 172 172 172 172 172 172 32 Курс 3 Курс 4 Семест р4 Семест р5 Семест р6 Семест р7 Семест р8 Итого Итого Итого Итого Итого 1080 594 756 594 756 120 66 84 99 441 33 42 84 40 22 28 22 13 28 + ОГСЭ.05 3456 7 344 344 172 172 172 8 84 84 56 56 28 84 56 84 8 84 84 56 56 28 84 56 84 8 63 63 42 42 21 63 42 63 216 216 144 144 72 186 30 124 20 96 120 108 108 72 72 36 93 15 62 10 48 60 108 108 72 72 36 93 15 62 10 48 60 П.Профессиональный учебный цикл 3450 3450 2300 2300 1150 2322 1548 752 ОП.Общепрофессиональные дисциплины 936 936 624 624 312 519 346 278 + ОГСЭ.06 + ОГСЭ.07 + ОГСЭ.08 Физическая культура Основы финансовой грамотности Русский язык и культура речи Гражданское население в противодействии идеологии терроризма 8 ЕН.Математический и общий естественнонаучный учебный цикл + + ЕН.01 Математика ЕН.02 Информатика и информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности 4 4 344 172 11 28 41 7 64 60 0 16 8 80 44 56 44 Приложение 1 840 528 672 495 315 300 66 21 66 315 33 + ОП.01 Педагогика 5 171 171 114 114 57 141 30 94 20 48 90 + ОП.02 Психология 4 138 138 92 92 46 114 24 76 16 48 90 4 108 108 72 72 36 78 30 52 20 48 60 8 84 84 56 56 28 84 8 117 117 78 78 39 102 8 84 84 56 56 28 84 56 6 54 54 36 36 18 54 36 8 96 96 64 64 32 96 64 4 84 84 56 56 28 84 56 24 60 1202 474 43 2 540 462 651 429 951 414 43 2 540 313 399 363 + ОП.03 + ОП.04 + ОП.05 + ОП.06 + ОП.07 + ОП.08 + ОП.09 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Правовое обеспечение профессиональной деятельности Безопасность жизнедеятельности Современные педагогические технологии в начальном образовании Основы учебноисследовательской деятельности Основы специальной педагогики и специальной психологии Практикум по каллиграфии ПМ.01 + МДК.01.01 + МДК.01.02 Преподавание по программам начального общего образования Теоретические основы организации обучения в начальных классах Русский язык с методикой преподавания 68 84 10 33 33 21 33 2514 2514 1676 1676 838 1803 444 555 677 777 7 2047 2047 1365 1365 682 1426 62 1 6 4 213 213 142 142 71 213 142 48 90 33 42 7 5 303 303 202 202 101 303 202 48 60 66 63 456 777 34 84 84 71 1 ПМ.Профессиональные модули + 56 15 56 66 14 63 + МДК.01.03 + МДК.01.04 + МДК.01.05 + МДК.01.06 + МДК.01.07 + МДК.01.08 + МДК.01.09 + МДК.01.10 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания Естествознание с методикой преподавания Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом Теория и методика физического воспитания с практикумом Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Теория и методика преподавания обществознания в начальной школе 4 138 138 92 92 46 138 92 48 90 307 307 205 205 102 307 205 48 60 49 141 141 94 94 47 141 94 48 60 33 4 156 156 104 104 52 156 104 96 60 7 75 75 50 50 25 75 50 4 108 108 72 72 36 93 6 75 75 50 50 25 75 50 57 249 249 166 166 83 24 9 166 7 141 141 94 94 47 14 1 7 141 141 94 94 47 14 1 3 36 36 36 36 4 36 36 36 36 36 72 7 5 5 Родной язык и литература Теория и методика преподавания родного языка и литературы в начальной школе Теория и методика преподавания родного языка и литературы в основной школе Наблюдение и показательные уроки 15 62 10 48 60 84 66 42 33 Приложение 1 33 42 33 42 66 94 33 42 66 94 33 42 66 108 72 72 48 60 + МДК.01.11 + МДК.01.12 + УП.01.01 + УП.01.02 Полевая практика + ПП.01.01 Пробные уроки 7 324 324 324 324 + ПП.01.02 Первые дни ребенка ребенка в школе 7 36 36 36 36 + ПМ.01.01 (К) Экзамен квалификационный 666 6 167 167 111 111 56 77 90 51 60 83 84 6 92 92 61 61 31 77 15 51 10 50 42 6 75 75 50 50 25 50 33 42 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников Основы организации внеурочной работы (научнопознавательная деятельность с применением робототехники) Основы деятельности вожатых 36 7 + ПМ.02 + МДК.02.01 + МДК.02.02 + УП.02.01 Учебная практика 5 36 36 36 36 УП.02.02 Подготовка к летней практике 6 36 36 36 36 + 36 7 56 75 36 36 15 + ПП.02.01 Летняя практика 6 144 144 144 144 144 + ПП.02.02 Производственная практика 6 36 36 36 36 36 + ПМ.02.01 (К) Экзамен квалификационный 7 + ПМ.03 Классное руководство 66 56 150 150 100 100 50 150 100 66 84 150 150 100 100 50 150 100 66 84 5 36 36 36 36 6 36 36 36 36 + МДК.03.01 + ПП.03.01 + ПП.03.02 + ПМ.03.01 (К) Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя Психолого-педагогическая практика Помощник классного руководителя Экзамен квалификационный Методическое обеспечение образовательного процесса Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов + ПМ.04 + МДК.04.01 + УП.04.01 Учебная практика + ПП.04.01 Производственная практика + ПМ.04.01 (К) Экзамен квалификационный + ПДП.01 Преддипломная практика ГИА.Государственная итоговая аттестация 6 36 36 Приложение 1 6 7 7 77 150 150 100 100 50 150 100 84 66 7 150 150 100 100 50 150 100 84 66 36 36 36 36 36 7 36 36 36 36 36 8 144 144 144 144 144 216 216 216 216 216 7 7 + ГИА.01(Дп) Подготовка выпускной квалификационной работы 144 144 144 144 144 + ГИА.02(Д) Защита выпускной квалификационной работы 72 72 72 72 72 16 5 9 II IV У П П 24 - 31 17 - 23 10 - 16 27 -2 3-9 Август 20 - 26 13 - 19 29 - 5 Июль 6 - 12 22 - 28 15 - 21 1-7 8 - 14 Июнь 25 - 31 18 - 24 11 - 17 27 - 3 Май 4 - 10 20 - 26 13 - 19 30 - 5 Апрель 6 - 12 23 - 29 16 - 22 2-8 Март 9 - 15 23 - 1 16 - 22 2-8 9 - 15 26 - 1 19 - 25 12 - 18 29 - 4 К П Февраль 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 I III Январь 5 - 11 22 - 28 15 - 21 1-7 8 - 14 Декабрь 24 - 30 8 17 - 23 7 3-9 6 Ноябрь 10 - 16 4 27 - 2 3 20 - 26 2 6 - 12 1 Октябрь 13 - 19 22 - 28 Нед 15 - 21 Числа 1-7 Сентябрь 8 - 14 Мес 29 - 5 4.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ППССЗ по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. График разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС П П У П - теоретическое обучение У - учебная практика П - производственная практика У К К К П Э К К П Э К К Э П К П П П П П Э К К К К У Э Э К К К П П К К К Пд Пд Пд Пд Дп Дп Дп Дп Д Д = = = У Э П П К К К К Приложение 1 К К К К К К К К К К К К = = = = = = - каникулы Дп - подготовка ВКР Э - экзаменационная сессия Д - защита ВКР Пд - преддипломная практика 17 4.3. Рабочие программы учебных дисциплин и ПМ составляют традиционную содержательную основу ППССЗ. Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основной профессиональной образовательной программы, реализующей ФГОС, состоит в их компетентностной ориентации. Это проявляется, прежде всего, в тесной взаимосвязи рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, как между собой, так и со всеми системообразующими компонентами (разделами) ППССЗ, реализующей ФГОС. Основанием для разработки рабочей программы учебной дисциплины служит учебный план по специальности. В рабочей программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ППССЗ с учетом профиля подготовки. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального, экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями Министерства образования и науки, управлений образования, государственных и общественных организаций, учителями муниципальных образовательных учреждений города и республики, мастер-классы специалистов. 5. Ресурсное обеспечение ОПОП - ППССЗ 5.1.Кадровое обеспечение Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, профессионального модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы имеется у всех преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, каждый из них прошел курсы повышения квалификации или стажировку в профильных учреждениях высшего профессионального образования, ДИРО в течение последних 3 лет. Многие преподаватели колледжа, отвечающие за освоение студентами профессионального цикла, имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы (общеобразовательные школы, а также образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования). Все преподаватели колледжа регулярно осуществляют методическую работу. К методической работе преподавателей профессионального цикла наряду с разработкой учебно-методических материалов и их публикации в сборниках научно-практических конференций приравнивается и творческая деятельность, а именно: участие в семинарах, конференциях, мастер-классах. 18 Все преподаватели колледжа не реже одного раза в три года проходят повышение квалификации. К формам повышения квалификации наряду с курсами повышения квалификации относятся: присвоение почетного звания. Кадровое обеспечение Специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах Показатель Количество Всего педагогических работников, обеспечивающих реализацию образовательной программы В т.ч. преподавателей Педагогические работники с высшим профессиональным образованием Педагогические работники со средним профессиональным образованием Педагогические работники с начальным профессиональным образованием Педагогические работники с высшей квалификационной категорией Педагогические работники с первой квалификационной категорией Педагогические работники, имеющие ученую степень, ученое звание Педагогические работники, имеющие почетные звания, награды Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, имеющие опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы Педагогические работники, прошедшие стажировку в профильных организациях за последние три года 44 44 44 25 19 1 11 7 44 5.2. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова», реализующее образовательную программу среднего профессионального образования по ППССЗ специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных рабочим учебным планом. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация СПО по ППССЗ обеспечивает: - выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; -освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. ГБПОУ РД « ППК имени М. М. Меджидова» располагает необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений приводится в пояснениях к рабочему учебному плану. 19 Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы. Перечень специальных помещений Кабинеты: 1. гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 2. педагогики и психологии; 3. физиологии, анатомии и гигиены; 4. иностранного языка; 5. русского языка с методикой преподавания; 6. математики с методикой преподавания; 7. естествознания с методикой преподавания; 8. музыки и методики музыкального воспитания; 9. методики обучения продуктивным видам деятельности; 10. детской литературы; 11. теории и методики физического воспитания; 12. безопасности жизнедеятельности. Лаборатории: 13. информатики и информационно-коммуникационных технологий. Спортивный комплекс: 14. спортивный зал; 15. зал ритмики и хореографии; 16. открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; 17. стрелковый тир. Залы: 18. библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; 19. актовый зал. 5.3 Оснащение баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в кабинетах, лабораториях и мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов профессионального мастерства и демонстрационных экзаменов, и указанных в инфраструктурных листах по компетенции «Преподавание в младших классах» (или их аналогов). Производственная практика реализуется в организациях профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 01 Образование и наука. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 20 5.4 Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.3.1. Библиотечный фонд ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» укомплектован печатными изданиями и электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости). Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 5.5 Требования к практической подготовке обучающихся Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования по специальности Преподавание в начальных классах направлена на совершенствование модели практикоориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов. ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова» самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой профессии/специальности. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, 21 необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебных базах практики и иных структурных подразделениях ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова», а также в профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» и профильной организацией, осуществляющей деятельность по профилю специальности Преподавание в начальных классах. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена. 5.6 Требования к организации воспитания обучающихся Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом примерной рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы принимают участие советы обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии). 6. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена 6.1. Контроль и оценка достижений обучающихся С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются: входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль; итоговый контроль. Правила участия в контролирующих мероприятиях и критерии оценивания достижений обучающихся определяются Положением о контроле и оценке достижений обучающихся. Входной контроль Назначение входного контроля состоит в определении способностей 22 обучающегося и его готовности к восприятию и освоению учебного материала. Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме тестирования. Текущий контроль Текущий контроль результатов подготовки осуществляется преподавателем и/или обучающимся в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования, защиты учебных проектов в целях получения информации о: выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Рубежный контроль Рубежный (внутрисеместровый) контроль достижений обучающихся базируется на модульном принципе организации обучения по разделам учебной дисциплины. Рубежный контроль проводится независимой комиссией, состоящей из ведущего занятия преподавателя, председателя предметно – цикловой комиссии, руководителей структурных подразделений колледжа. Результаты рубежного контроля используются для оценки достижений обучающихся, и коррекции процесса обучения (самообучения). Итоговый контроль (промежуточная аттестация) Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется комиссией в форме зачетов, дифзачётов, экзаменов и экзаменов(квалификационных) комиссией, назначаемой директором, с участием ведущих преподавателей и представителей работодателей. Результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах Результаты освоения ППССЗ в соответствии с целью освоения программы подготовки специалистов среднего звена определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности: Код компе тенции ОК 1. ОК 2 ОК 3 Компетенции Результат освоения Общие компетенции Понимать сущность и социальную Знать сущность и социальную значимость будущей профессии; значимость своей будущей профес- уметь проявлять к будущей профессии устойчивый интерес; уметь сии, проявлять к ней устойчивый находить необходимую информацию для эффективной реализаинтерес. ции себя в профессии Организовывать собственную дея- Знать методы и способы выполнения профессиональных задач; тельность, определять методы реуметь организовывать собственную деятельность, выбирать типошения профессиональных задач, вые методы и способы выполнения профессиональных задач, оцеоценивать их эффективность и канивать их эффективность и качество чество. Оценивать риски и принимать реЗнать алгоритм действий в нестандартных ситуациях; уметь пришения в стандартных и нестандарт- нимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в т.ч. ных ситуациях ситуациях риска, и нести за них ответственность 23 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 Осуществлять поиск, анализ и Знать круг профессиональных задач, профессионального и личоценку информации, необходимой ностного развития; уметь осуществлять поиск и использование для постановки и решения проинформации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессиофессиональных задач, профессионального и личностного развития нального и личностного развития. Использовать информационноЗнать информационную культуру и коммуникационные технолокоммуникационные технологии для гии. Уметь осуществлять анализ и оценивать информацию с иссовершенствования профессиопользованием информационно-коммуникационных систем, иснальной деятельности. пользовать их в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, Знать приемы и способы адаптации в профессиональной деятельвзаимодействовать с руководности; уметь адаптироваться к меняющимся условиям профессиоством, коллегами и социальными нальной деятельности партнерами. Ставить цели, мотивировать деяЗнать нормы морали, профессиональной этики, принципы обучетельность обучающихся, организо- ния и воспитания, особенности содержания и организации педаговывать и контролировать их рагического процесса. Уметь выполнять профессиональные задачи в боту с принятием на себя ответсоответствии с нормами морали, профессиональной этики, примественности за качество образованять знание психологии при решении педагогических задач тельного процесса. Самостоятельно определять задачи Знать круг задач профессионального и личностного развития; профессионального и личностного уметь самостоятельно определять задачи профессионального и развития, заниматься самообразоличностного развития, заниматься самообразованием, осознанно ванием, осознанно планировать планировать повышение квалификации повышение квалификации. Осуществлять профессиональную Знать технологию профессиональной деятельности. Уметь ориендеятельность в условиях обновлетироваться в условиях смены технологий в профессиональной ния ее целей, содержания, смены деятельности технологий. Осуществлять профилактику Знать технику безопасности проведения занятий с детьми, основы травматизма, обеспечивать охрану медицинских знаний. Уметь обеспечить безопасное проведение жизни и здоровья детей. занятий с детьми, охрану их жизни и здоровья Строить профессиональную деяЗнать основы права. Уметь применять знание основ права в протельность с соблюдением регулифессиональной деятельности рующих ее правовых норм. Профессиональные компетенции Определять цели и задачи, планиУметь: определять цели и задачи, планировать уроки. Знать: педаровать уроки гогику, частные методики. Иметь практический опыт определения целей и задач урока, планирования урока Проводить уроки Уметь проводить урок. Знать педагогику, частные методики. Иметь практический опыт проведения урока Осуществлять педагогический Уметь осуществлять педагогический контроль, оценивать проконтроль, оценивать процесс и цесс и результаты обучения. результаты обучения. Знать педагогику, психологию, методы педагогического контроля. Иметь практический опыт осуществления педагогического контроля. Анализировать уроки. Уметь анализировать урок. Знать педагогику, частные методики. Иметь практический опыт анализа урока Вести документацию, обеспечиУметь вести документацию, обеспечивающую обучение по провающую обучение по программам граммам начального общего образования. начального общего образования Знать частные методики, правила ведения учебной документации. Иметь практический опыт ведения учебной документации Определять цели и задачи внеУметь определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности и общения, урочной деятельности в избранной области с учетом возраста планировать внеурочные занятия. обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации. Знать особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе. Иметь практический опыт определения целей и задач, планирования, проведения внеурочной работы с обучающимися в начальных классах в избранной области деятельности; Проводить внеурочные занятия. Уметь проводить внеурочные занятия. Знать методику проведения внеурочных занятий. Иметь практический опыт проведения внеурочных занятий Осуществлять педагогический Уметь: осуществлять педагогический контроль, оценивать про- 24 ПК 2.4 ПК 2.5 контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников. ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3 Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.4 Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий ПК 3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими. ПК 3.6 Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания цесс и результаты деятельности обучающихся. Знать формы и методы педагогического контроля. Иметь практический опыт осуществления педагогического контроля Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий; составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми. Знать методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; особенности общения младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации. Иметь практический опыт наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции Уметь вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников. Знать виды документации, требования к ее оформлению. Иметь практический опыт ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников Уметь выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты. Знать методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления. Иметь практический опыт педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов; Знать теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий; содержание. Уметь совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение. Иметь практический опыт определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя, планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; Знать формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе; педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы. Уметь использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий; организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественнополезной деятельности и детские творческие объединения. Иметь практический опыт организации и проведения, внеурочных мероприятий; Знать логику анализа деятельности классного руководителя. Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий. Иметь практический опыт анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета(-ов)); Знать формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса. Уметь планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими). Иметь практический опыт определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания. Знать особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); задачи и содержание семейного воспитания; особенности современной семьи; содержание и формы работы с семьей. Уметь формулировать цели и задачи работы с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребенком в обучении и школьной адаптации. Иметь практический опыт 25 ПК 3.7 Анализировать результаты работы с родителями. ПК 3.8 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2 Создавать в кабинете предметноразвивающую среду ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений ПК 4.4 определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений а ребенком, изучения особенностей семейного воспитания; Знать логику анализа деятельности классного руководителя. Уметь анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими). Иметь практический опыт анализа работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания. Знать методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации. Уметь использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса. Иметь практический опыт наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции. Знать теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации; особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования, концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования; концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования. Уметь анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы; определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся в начальных классах; осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации; определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; адаптировать имеющиеся методические разработки; сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста обучающихся, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации. Иметь практический опыт анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся; Знать педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете. Уметь создавать в кабинете предметно-развивающую среду. Иметь практический опыт создания в кабинете предметно-развивающей среды. Знать источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта. Уметь с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования, определять пути самосовершенствования педагогического мастерства. Иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений; презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. Знать логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию, оформления портфолио педагогических достижений. Уметь готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты, презентации педагогических разра- 26 ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования боток в виде отчетов, рефератов, выступлений. Знать способы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования. Уметь использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы. Иметь практический опыт участия в исследовательской и проектной деятельности; 7. Рабочая программа воспитания Целью разработки и реализации программы воспитания является развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности и жизни в современном российском обществе. Задачи программы воспитания: получение опыта осуществления социально-значимой деятельности, в том числе профессионально ориентированной; усвоение и закрепление ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие позитивного отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие) приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, профессиональной деятельности; формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития молодежи; организация всех видов деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующе отношения; формирование у молодежи общепризнанных ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания; увеличение доли обучающихся вовлеченных в регулярные занятия спортивномассовой деятельностью; увеличение доли обучающихся, вовлеченных в систему дополнительного образования; увеличение доли обучающихся участвующих в творческих конкурсах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различного уровня; 27 увеличение доли обучающихся, посещающих культурные центры колледжа, города, республики (концерты, театрализованные спектакли, литературномузыкальные композиции, ярмарки, праздники, конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии); обеспечение психолого-педагогических условий, позволяющих обучающемуся успешно социализироваться. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы представлены в приложении 8. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова». Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена, выполняют выпускную квалификационную работу (дипломный проект). Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПОП. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена: учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области родного языка и литературы. Для государственной итоговой аттестации ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова» разрабатывает программу государственной итоговой аттестации и оценочные материалы. 9. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова» разработана внутриколледжская нормативная документация системы качества, позволяющая колледжу, ПЦК, отделению вести качественную подготовку студентов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, включая организационно-правовые документы: Устав ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова», Правила внутреннего распорядка ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова», основополагающую документацию по системе качества (стандарты, инструкции), а также: Документы, регламентирующие учебный процесс: Приказы и распоряжения по организации учебного процесса; Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации выпускников 1. Положение о разработке Программы государственной итоговой аттестации 28 2. Положение об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы 3. Положение о выпускной квалификационной работе 4. Положение о порядке заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов 5. Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, списания и уничтожения выпускной квалификационной работы 6. Положение о разработке и утверждении основной профессиональной образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 7. Положение о хранении в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и о поощрении обучающихся на бумажных и (или электронных носителях) 8. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов 9. Положение о порядке перевода, отчисления, восстановления обучающихся и предоставления академических отпусков 10.Положение об обучении по индивидуальному учебному плану 11.Положение об организационной комиссии по контролю 12.Положение о расписании учебных занятий 13.Положение о рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей 14.Положение о разработке учебных планов 15.Положение о предметно-цикловой комиссии 16.Положение об обеспеченности учебного процесса учебной, учебно-методической литературой 17.Положение о квалификационном экзамене 18.Положение о внутренней системе оценки качества в образовательной организации 19.Правила внутреннего распорядка студентов 20.Положение о портфолио студента 21.Положение о календарно-тематическом плане 22.Положение об организации самостоятельной работы студентов 23.Положение о порядке формирования, ведения и хранения личных дел студентов 24.Положение об организации учебно-исследовательской работы обучающихся 25.Положение о пропусках учебных занятий 26.Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений образовательной организации среднего профессионального образования 27.Положение о режиме занятий студентов 28.Положение о порядке зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ при различных формах реализации образовательных программ, освоенных в других образовательных организациях 29 29.Положение о порядке ведения учебно-отчетной документации 30.Положение о порядке оформления, ведения и учета зачетных книжек и студенческих билетов 31.Положение об организации занятий по дисциплине «Физическая культура» 32.Положение о назначении государственной стипендии и других форм поддержки обучающиеся 33.Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины, профессионального модуля 34.Положение об организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 35.Положение о щадящей форме текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 36.Положение о порядке перезачета учебных дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик 37.Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий 38.Положение об учебном кабинете, лаборатории и мастерской 39.Положение о порядке участия обучающегося в формировании содержания своего профессионального образования 40.Положение о поурочном плане 41.Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации 42.Положение о порядке посещения обучающимися мероприятий 43.Положение о Научном студенческом обществе Документы, регламентирующие организацию научно-методической работы: -Положение о научно-методическом совете ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; -Положение о методической работе ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; Документы, регламентирующие организацию воспитательной работы: -Комплексный план работы -План основных культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; Положение о стипендиальном обеспечении и социальной защиты обучающихся ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; -Положение о студенческом совете ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; -Положение о Студенческом общежитии обучающихся ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; 30 -Положение о правилах внутреннего распорядка и правил поведения обучающихся ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; -Положение о кураторе (классном руководителе) ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова» 10. Регламент по организации периодического обновления ППССЗ в целом и составляющих ее документов В соответствии с требованиями ФГОС ППССЗ ежегодно обновляются в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Рекомендуется дополнения и изменения в ППССЗ вносить с учетом мнения работодателей. Регламент по организации периодического обновления ППССЗ предусматривает обновление основной образовательной программы, которое может осуществляться в нескольких направлениях за счет: - повышения квалификации ПС, организуемого на постоянной планируемой основе с учетом специфики реализуемой ППССЗ; - организации новой культурно-образовательной среды колледжа, которая может включать элементы, позволяющие разрабатывать и реализовать новые вариативные курсы и модернизировать традиционные; - включения обучающихся в реализацию программ обучения на основе партнерских отношений (обратная связь самоуправление, оптимальное использование имеющихся материальных ресурсов); - осуществления взаимодействия с организованным профессиональным сообществом, потенциальными работодателями и общественностью; - публикация информации, которая дает возможность общественности оценить возможности и достижения колледжа за определенный период и получение обратной связи. Обновления программ связаны: - с развитием взаимодействия с педагогическими колледжами ЮФО, СКФО; - с возрастанием социальной ответственности колледжа за личностное развитие обучающихся, раскрытие их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовности к активной профессиональной и социальной деятельностей по окончании колледжа; - с возрастанием междисциплинарности проектируемых ППССЗ, реализующих ФГОС основанных на использовании принципов модульной организации реализации ППССЗ. 31 Дополнения и изменения в ППССЗ, связанные с развитием науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы и др. вносятся по представлению председателя ПЦК на рассмотрение научно-методического совета колледжа. При положительном решении дополнения и изменения в ППССЗ выносятся на рассмотрение педагогического совета колледжа.. Документально изменения в учебный план ППССЗ оформляет Информационно- методический центр колледжа на основании следующих документов: служебная записка о внесении изменений с их обоснованием; выписка из заседания научно-методического совета педагогического колледжа с решением о необходимости внесения изменений; все изменения в учебные планы вносятся до 1 июля. Изменения в учебно-методическую документацию (рабочие программы дисциплин, практик, учебно-методические комплексы) вносятся в порядке, установленном соответствующими стандартами. Все изменения в учебно-методическую документацию вносятся до 1 июля. Изменения оформляются документально и вносятся научно-методической службой во все учтенные экземпляры в виде вкладыша «Дополнения и изменения к ППССЗ 32 33