Основная образовательная программа СПО - Программа подготовки специалистов среднего звена образовательного учреждения среднего профессионального образования ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 года № 1391. Квалификация: дизайнер; дизайнер, преподаватель Разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» Составители: Магомедов А.А. - заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова» Сеидова С.-Г.А. – заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова» Рамазанов П.Н. – заведующий отделением специальности Изобразительное искусство и черчение ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» Гаджикулиева Ф.Г. - преподаватель высшей квалификационной категории, председатель цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин Телеева Х.Н. - преподаватель высшей квалификационной категории, председатель цикловой комиссии филологических дисциплин Османова М.С. - преподаватель высшей квалификационной категории, председатель цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин. Правообладатель программы: ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.Общие положения……………………………………………………………. Определение программы подготовки специалистов среднего звена………. Цель разработки ППССЗ………………………………………………………. Нормативные документы, используемые при разработке ППССЗ…………. Общая характеристика ППССЗ по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в культуре и искусстве ……………………………………………..... 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников………… Область профессиональной деятельности выпускников……………………. Объекты профессиональной деятельности выпускников…………………… Виды профессиональной деятельности выпускников………………………. 3.Требования к результатам освоения ППССЗ………………………………. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса……………………………………………………………… Учебный план…………………………………………………………………... Календарный учебный график………………………………………………… Рабочие программы……………………………………………………………. 5.Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ………………………… 6.Рабочая программа воспитания …………………………………………….. 7.Ресурсное обеспечение ППССЗ…………………………………………….. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы……………………………………………………………………......... Требования к практической подготовке обучающихся …………………….. Требования к организации воспитания обучающихся………………………. 8. Условия реализации ППССЗ………………………………………………... Кадровое обеспечение…………………………………………………………. 9. Нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся…………………………………………... 10. Регламент по организации периодического обновления ППССЗ в целом и составляющих ее документов………………………………………….. Приложения 4 4 4 4 6 6 6 7 7 7 9 10 13 14 16 20 21 21 23 24 24 29 30 31 Приложения: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, программа производственной практики (преддипломной), контрольно-оценочные средства, контрольно- измерительные материалы, Программа ГИА выпускников, локальные акты. 3 1.Общие положения 1.1. Определение программы подготовки специалистов среднего звена Программа подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки (далее – ППССЗ), реализуемая в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» (далее – колледж), по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) представляет собой комплект нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников. ППССЗ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1391 от 27.10.2014г., с учетом рекомендованной примерной основной профессиональной образовательной программы и требований рынка труда. ППССЗ определяет цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя календарный учебный график, рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, программы практик, государственной итоговой аттестации и другие методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и выпускников. 1.2. Цель разработки ППССЗ Целью разработки ППССЗ является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в культуре и искусстве. 1.3. Нормативные документы для разработки ППССЗ Нормативную правовую базу разработки ППССЗ составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014г., № 1391; 4 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, реализуемого в пределах ППССЗ с учетом профиля получаемого профессионального образования; Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14.06.2013г. № 464 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». Нормативно-методические документы ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова». Устав ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова». Используемые сокращения СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; 5 МДК - междисциплинарный курс; ПЦК - предметная (цикловая) комиссия; ГИА - государственная итоговая аттестация; ВКР - выпускная квалификационная работа; ФОС - фонды оценочных средств. 1.4. Общая характеристика ППССЗ по специальности 54.02.01 Дизайн в культуре и искусстве Цель ППССЗ – обеспечение высокого уровня подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов, отвечающих потребностям кадров рынка труда с учетом достижений системы СПО, и формирование общих и профессиональных компетенций студентов и выпускников в соответствии с требованиями ФГОС СПО, а также развитие личностных качеств обучающихся. Уровень образования, необходи- Наименование квалификации Срок получения СПО по мый для приема на обучение по углубленной подготовки ППССЗ углубленной подгоППССЗ товки в очной форме обучения Основное Дизайнер; общее образование Дизайнер, преподаватель 3 года 10 месяцев Трудоемкость освоения ППССЗ 54.02.01 Дизайн в культуре и искусстве по очной форме обучения составляет 6966 часов и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, учебную практику - 6 недель, производственную практику (по профилю специальности) - 12 недель, производственную практику (преддипломную) - 3 недели, промежуточную аттестацию 8 недель, государственную итоговую аттестацию - 9 недель. 2.Характеристика профессиональной деятельности выпускников 2.1. Область профессиональной деятельности выпускников Область профессиональной деятельности выпускников специальности «Дизайн в культуре и искусстве» углубленной подготовки: - создание произведений изобразительного искусства; - художественное образование в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО. 6 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: книжная и газетно-журнальная графика, реклама, плакат, упаковка, промышленная и телевизионная графика, системы визуальных коммуникаций городской среды, предметно-пространственная среда, выставки, фестивали, праздники, зрелищные мероприятия, образцы промышленной продукции, предметы культурно-бытового назначения, декоративные формы; детские школы искусств, детские художественные школы, другие образовательные учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО; образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств, детских художественных школах, других образовательных учреждениях дополнительного образования, учреждениях общего образования, учреждениях СПО. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускников Творческая художественно-проектная деятельность; педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО). 3. Требования к результатам освоения ППССЗ 3.1.Общие компетенции Дизайнер; дизайнер, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. 7 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. OK 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. 3.2. Профессиональные компетенции Дизайнер; дизайнер, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ПМ. 01.Творческая художественно-проектная деятельность ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи. ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия. ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые пред проектные исследования. ПК 1.4. Владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом. ПК 1.5. Владеть классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования. ПК 1.6. Учитывать при проектировании особенности материалов, технологии изготовления, особенности современного производственного оборудования. ПК 1.7. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла. ПК 1.8. Находить художественные специфические средства, новые образнопластические решения для каждой творческой задачи. ПК 1.9. Осуществлять процесс дизайн-проектирования. ПК 1.10. Разрабатывать техническое задание на дизайнерскую продукцию. ПМ.02 Педагогическая деятельность ПК 2.1. Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образова8 тельных организациях. ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока. ПК 2.4. Применять классические и современные методы преподавания. ПК 2.5. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ПК 2.6. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. 4.Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса 4.1. Учебный план На основе Базисного учебного плана учреждением профессионального образования разрабатывается рабочий учебный план с указанием учебной нагрузки обучающегося по каждой из изучаемых дисциплин, каждому профессиональному модулю, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике. Часы вариативной части циклов ППССЗ распределяются между элементами обязательной части цикла и / или используются для изучения дополнительных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов. В последнем случае дисциплина, профессиональный модуль, междисциплинарный курс вносятся в соответствующий цикл ППССЗ с указанием «вариативная часть цикла». Определение дополнительных дисциплин и профессиональных модулей осуществляется с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, социальной сферы, техники и технологий, а также с учетом особенностей контингента обучающихся). В учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ППССЗ, обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. В вариативных частях учебных циклов предметно-цикловые комиссии педагогического колледжа самостоятельно формируют перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей ППССЗ и заинтересованных работодателей. Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. 9 Учебный план по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) Курс 1 - - - Считать в пла не Индекс Наименование Формы пром. атт. Эк за ме н За че т Зачет с оц. Макс. уч. нагр. Итого акад.часов Экспер тное По плану С преп. Обяз. нагр. СР ОП.ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 2106 2106 1404 1404 702 СОО.Среднее общее образование 2106 2106 1404 1404 702 222 223 344 4 1134 1134 756 756 378 Пр. подгот Обя з. част ь Обяз. уч. нагр. Семест р4 Семест р5 Семест р6 Семест р7 Семест р8 Вар. част ь Обяз. часть Вар. част ь Итого Итого Итого Итого Итого Итого Итого Итого 0% 100% 0% 444 587 311 440 141 114 48 21 1404 444 587 311 440 141 114 48 21 1134 756 348 410 176 200 44 48 45 60 48 21 48 21 100 % 210 6 Базовые дисциплины + СОО.01.01 Иностранный язык 24 197 197 142 142 55 197 142 + СОО.01.02 Обществознание 4 60 60 40 40 20 60 40 + СОО.01.03 Математика и информатика 96 96 70 70 26 96 70 44 52 + СОО.01.04 Естествознание 2 69 69 51 51 18 69 51 44 25 + СОО.01.05 География 3 45 45 32 32 13 45 32 + СОО.01.06 Физическая культура 24 284 284 142 142 142 284 142 64 76 + СОО.01.07 Основы безопасности жизнедеятельности 2 98 98 70 70 28 98 70 44 54 + СОО.01.08 Русский язык 97 97 70 70 27 97 70 44 53 + СОО.01.09 Литература 3 118 118 86 86 32 118 86 44 52 + СОО.01.10 Астрономия 2 25 25 19 19 6 25 19 + СОО.01.11 Родной язык 45 45 34 34 11 45 34 20 25 + СОО.02 224 468 972 972 648 648 324 972 648 96 177 + СОО.02.01 6 210 210 140 140 70 210 140 + СОО.02.02 История 2 107 107 70 70 37 107 70 + СОО.02.03 История искусств 8 337 337 224 224 113 337 224 + СОО.02.04 2 107 107 70 70 37 107 70 + СОО.02.05 4 105 105 72 72 33 105 72 Профильные дисциплины История мировой культуры Черчение и перспектива Пластическая анатомия 2 13 2 Курс 4 Семест р3 СОО.01 13 Курс 3 Семест р2 + 22 Курс 2 Семест р1 60 45 64 80 22 25 48 240 141 114 45 60 48 57 45 60 47 57 45 60 59 59 48 135 59 + СОО.02.06 Информационные технологии + СОО.03 Предлагаемые ОО 106 106 72 72 34 106 72 ПП.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 4860 4860 3240 3240 162 0 486 0 2340 900 ОГСЭ.Общий гуманитарный и социальноэкономический учебный цикл 670 670 418 418 252 670 326 92 70 70 48 48 22 70 48 70 70 48 48 22 70 48 70 70 48 48 22 70 48 6 99 99 72 72 27 99 68 4 48 68 236 236 118 118 118 236 114 4 64 8 69 69 46 46 23 69 46 6 56 56 38 38 18 56 38 П.Профессиональный учебный цикл 4190 4190 2822 2822 136 8 ОП.Общепрофессиональные дисциплины 2551 2551 1722 1722 829 419 0 255 1 790 790 535 535 255 765 765 517 517 1 75 75 48 6 104 104 8 192 4 8 + ОГСЭ.01 Основы философии + ОГСЭ.02 История + ОГСЭ.03 Психология общения + ОГСЭ.04 Иностранный язык + ОГСЭ.05 Физическая культура + ОГСЭ.06 + ОГСЭ.07 ОП.01 Рисунок + ОП.02 Живопись + ОП.03 Цветоведение ОП.04 + ОП.05 + ОП.06 + ОП.07 Композиция + ОП.08 Перспектива + ОП.10 3 7 57 Художественная обработка материалов Ландшафтно - архитектурный дизайн 420 439 553 60 46 640 723 912 816 357 112 187 252 49 70 70 70 70 51 80 64 1 Приложение 28 48 21 56 2014 808 420 439 483 640 611 725 564 308 1132 590 267 260 292 348 376 448 376 184 790 514 21 96 142 96 116 94 110 94 42 248 765 514 3 96 118 96 116 94 110 94 41 48 27 75 36 12 75 70 70 34 104 68 2 47 57 192 130 130 62 192 130 47 57 47 41 108 108 72 72 36 108 72 171 171 116 116 55 171 116 47 57 47 20 4 108 108 72 72 36 108 72 8 67 67 46 46 21 67 46 47 20 8 171 171 116 116 55 171 116 47 20 12 34 56 78 12 34 56 78 Безопасность жизнедеятельности Компьютерная графика Шрифтовые работы в художественном оформлении + ОП.09 7 Русский язык и культура речи Гражданское население в противодействии идеологии терроризма + + 4 50 50 58 58 47 57 11 1639 1639 1100 1100 539 163 9 882 218 153 179 191 292 235 277 188 124 1407 1407 944 944 463 1407 738 206 153 179 191 232 188 220 141 103 786 786 530 530 256 786 410 120 96 118 96 116 94 110 94 62 621 621 414 414 207 621 328 86 57 61 95 116 94 110 47 41 2 144 144 144 144 6 72 72 72 72 6 288 288 288 288 8 232 232 156 156 76 232 144 5 107 107 72 72 35 107 72 8 125 125 84 84 41 125 72 144 144 144 144 144 108 108 108 108 108 324 324 324 324 324 252 252 252 252 252 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 ПМ.Профессиональные модули Творческая художественнопроектная деятельность + ПМ.01 + МДК.01.01 + МДК.01.02 + УП.01.01 + УП.01.02 + ПП.01.01 + ПМ.01.01( К) + ПМ.02 + МДК.02.01 + МДК.02.02 + ПП.02.01 + ПМ.02.01( К) Экзамен квалификационный + ПДП.01 Преддипломная практика 8 Дизайнпроектирование Средства исполнения дизайн-проектов Работа с натуры на открытом воздухе Изучение памятников искусства в других городах Производственная практика по профилю специальности Экзамен квалификационный Педагогическая деятельность Педагогические основы преподавания творческих дисциплин Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Производственная практика (педагогическая) + ГИА.01(Дп ) + ГИА.02(Г) + ГИА.03(Д) 144 Приложение 1 72 144 144 8 58 8 8 12 12 60 47 60 47 57 47 21 57 47 21 8 ГИА.Государственная итоговая аттестация Подготовка выпускной квалификационной работы Проведение государственного экзамена Защита выпускной квалификационной работы 112 223 344 556 666 778 8 1234 5678 1234 5678 12 5 П К К II Э К К III Э К К IV Э К К - производственная практика 24 - 31 Приложение 1 17 - 23 10 - 16 27 -2 3-9 Август 20 - 26 6 - 12 Июль 13 - 19 29 - 5 22 - 28 15 - 21 1-7 8 - 14 Июнь 25 - 31 18 - 24 11 - 17 27 - 3 Май 4 - 10 20 - 26 13 - 19 30 - 5 Апрель 6 - 12 23 - 29 16 - 22 9 - 15 23 - 1 Март 2-8 9 - 15 16 - 22 26 - 1 2-8 19 - 25 Февраль 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Э - учебная практика 12 - 18 29 - 4 Январь 5 - 11 22 - 28 15 - 21 1-7 8 - 14 24 - 30 Декабрь I - теоретическое обучение У 9 17 - 23 8 3-9 7 Ноябрь 10 - 16 6 27 - 2 4 20 - 26 3 13 - 19 2 Октябрь 6 - 12 1 22 - 28 Нед 8 - 14 Числа 15 - 21 Сентябрь 1-7 Мес 29 - 5 4.2. Календарный учебный график В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ППССЗ по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. График разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС Э Э П К Э Пд П П П - каникулы - экзаменационная сессия Э У У У У К К К К К К К К К Э П П П П К К К К К К К К У У П П П П К К К К К К К Г Д = = = = = = = = = Пд Пд Пд Дп Дп Дп Дп Дп Дп Дп Дп Д - подготовка ВКР - защита ВКР - преддипломная практика 13 4.3. Рабочие программы учебных дисциплин и ПМ составляют традиционную содержательную основу ППССЗ. Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основной профессиональной образовательной программы, реализующей ФГОС, состоит в их компетентностной ориентации. Это проявляется, прежде всего, в тесной взаимосвязи рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, как между собой, так и со всеми системообразующими компонентами (разделами) ППССЗ, реализующей ФГОС. Основанием для разработки рабочей программы учебной дисциплины служит учебный план по специальности. В рабочей программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ППССЗ с учетом профиля подготовки. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального, экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями Министерства образования и науки, управлений образования, государственных и общественных организаций, учителями муниципальных образовательных учреждений города и республики, мастер-классы специалистов. (Приложение ) Список рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям) ОД.00 Общеобразовательный учебный цикл ОД.01 Учебные дисциплины Рабочая программа ОД.01.01 Иностранный язык Рабочая программа ОД.01.02 Обществознание Рабочая программа ОД.01.03 Математика и информатика Рабочая программа ОД.01.04 Естествознание Рабочая программа ОД.01.05 География Рабочая программа ОД.01.06 Физическая культура Рабочая программа ОД.01.07 Основы безопасности жизнедеятельности Рабочая программа ОД.01.08 Русский язык Рабочая программа ОД.01.09 Литература 14 Рабочая программа ОД.01.10 Астрономия ОД.02 Профильные учебные дисциплины Рабочая программа ОД.02.01 История мировой культуры Рабочая программа ОД.02.02 История Рабочая программа ОД.02.03 История искусств Рабочая программа ОД.02.04 Черчение и перспектива Рабочая программа ОД.02.05 Пластическая анатомия Рабочая программа ОД.02.06 Информационные технологии ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии Рабочая программа ОГСЭ.02 История Рабочая программа ОГСЭ.03 Психология общения Рабочая программа ОГСЭ.04 Иностранный язык Рабочая программа ОГСЭ.05 Физическая культура Рабочая программа ОГСЭ.06 вар. Русский язык и культура речи П.00 Профессиональный учебный цикл ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины Рабочая программа ОП.01 Рисунок Рабочая программа ОП.02 Живопись Рабочая программа ОП.03 Цветоведение Рабочая программа ОП.04 Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа ОП.05 вар. Компьютерная графика Рабочая программа ОП.06 вар. Шрифтовые работы в художественном оформлении Рабочая программа ОП.07 вар. Ландшафтно-архитектурный дизайн ПМ.00 Профессиональные модули ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность Рабочая программа МДК.01.01 Дизайн проектирование Рабочая программа МДК.01.02 Средства исполнения дизайн -проектов Рабочая программа УП.01.01 Учебная практика (работы с натуры на открытом воздухе) Рабочая программа УП.01.02 Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах) Рабочая программа ПП.01.01 Производственная практика (по профилю специальности) ПМ.02 Педагогическая деятельность Рабочая программа МДК.02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин Рабочая программа МДК.02.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Рабочая программа ПП.02.01 Производственная практика (педагогическая) 15 Фонды оценочных средств и методические материалы Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств (далее - ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Оценки выставляются по каждой дисциплине общеобразовательного учебного цикла, общего гуманитарного и социально-гуманитарного цикла, по каждой общепрофессиональной дисциплине и каждому междисциплинарному курсу (далее - МДК) профессионального цикла. Разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Структурными элементами ФОС являются комплекты контрольно - оценочных средств (далее - КОС) по каждой учебной дисциплине (модулю), которые включают в себя: типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций и сопровождающиеся установленными критериями для их оценивания. 5. Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ Оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию студентов. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется по двум основным направлениям: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Оценка знаний проводится по четырехбальной системе (2 «неудовлетворительно», 3 «удовлетворительно», 4 «хорошо», 5 «отлично»). Колледжем разработаны конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю, которые доводятся до сведения студентов в течение первых двух месяцев от начала обучения. Текущий контроль В качестве средств текущего контроля знаний используются: письменные контрольные работы, устные опросы, доклады и рефераты по темам, семинарские занятия, практические работы, тестирование, просмотры учебнотворческих работ. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся преподавателями в журнал учебной группы. Систематические неудовлетворительные оценки по текущему контролю знаний являются основанием для мер дисциплинарного воздействия. Отсутствие текущей аттестации по учебной дисциплине является основанием для недопуска к экзамену (зачёту) по данной дисциплине. 16 Текущий контроль успеваемости по учебным дисциплинам «Рисунок», «Живопись», МДК.01.01. «Дизайн-проектирование», МДК.01.02. «Средства исполнения дизайн-проектов» проводится в виде предварительного просмотра учебно-творческих работ комиссиями, в состав которых входят: директор училища, председатели предметно-цикловых комиссий и ведущие преподаватели. Промежуточная аттестация студентов Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Для всех учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательна промежуточная аттестация по результатам их освоения. Формами промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и составным элементам профессионального модуля (МДК, учебные и производственные практики) являются зачёты (в том числе дифференцированный зачёт с выставлением балльных оценок), экзамен и экзамен (квалификационный) по каждому профессиональному модулю. Формой аттестации по дисциплинам «Рисунок», «Живопись», МДК.01.01. «Дизайн-проектирование», МДК.01.02. «Средства исполнения дизайн-проектов» является экзаменационный просмотр учебно-творческих работ на семестровых выставках. Количество экзаменов, проводимых в учебном году, не более 8, зачётов и дифференцированных зачётов - не более 10 (без учёта зачётов по физической культуре). Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий. Объём времени, отводимый на экзаменационную сессию, в каждом семестре составляет одну неделю. Зачёт (дифференцированный зачет) проводится за счёт объёма времени, отводимого на изучение дисциплины. Государственная итоговая аттестация выпускников Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определены колледжем на основании: порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 16.08.2013 г. № 968; положения о государственной итоговой аттестации выпускников, утвержденного приказом ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» от 25.03.2018г. положения об организации выполнения и защиты ВКР утвержденного приказом ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» от 18.06.2014г. Государственная итоговая аттестация проводится государственной экза17 менационной комиссией, состав которой утверждается приказом директора, и которая действует в течение одного календарного года. Возглавляет государственную экзаменационную комиссию председатель лицо, не работающее в колледже, из числа руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников, имеющих учёную степень и (или звание); руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников, имеющих высшую квалификационную категорию; ведущих специалистов - представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников, который утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан. Программа государственной итоговой аттестации, требования к дипломным работам, а также критерии оценки знаний утверждается приказом директором колледжа после обсуждения на заседании педагогического совета колледжа с участием председателя государственной итоговой комиссии, и доводятся до сведения студента не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации. Сдача государственного экзамена и защита дипломных работ проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава, результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания государственных экзаменационных комиссий. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседаниях, при обязательном присутствии председателя комиссии и его заместителя (директора колледжа). При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим. Студентам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти её без отчисления из колледжа, при этом дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в сроки не позднее 4-х месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственную итоговую аттестацию по уважительной причине. Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворитель18 ную оценку, восстанавливается в колледже на период времени, не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации. Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается не более двух раз. Государственная итоговая аттестация включает следующие формы: Защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы), Государственный экзамен по междисциплинарным курсам «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», «Учебно- методическое обеспечение учебного процесса». Колледжем разработаны критерии оценок государственной итоговой аттестации, которые находят своё отражение в программах государственной итоговой аттестации. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. Объем времени предусмотренный на выполнение дипломной работы – недель, защиту дипломной работы - 1 неделя. Темы дипломных работ определяются колледжем с предоставлением студенту права выбора темы, в том числе с предложением своей тематики. Для подготовки дипломной работы приказом директора назначается руководитель дипломной работы и, при необходимости, консультанты. Обязательное требование к дипломной работе - соответствие тематики работы содержанию профессионального модуля «Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства». Критерии оценки выпускной квалификационной работы по специальности «Дизайн в культуре и искусстве»: качество предпроектных исследований; обоснованность образного и пластического решения; степень оригинальности и выразительности художественной формы; уровень проектной культуры и эстетические качества дипломной работы; степень решения функциональных задач; уровень профессионального владения традиционными и новейшими техническими средствами и приемами проектной графики и макетирования; практическая значимость дипломной работы. Государственный экзамен. Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогиче19 ская деятельность» определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание МДК.02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» и МДК.02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса», установленное соответствующим ФГОС СПО. Государственный экзамен включает ответы на вопросы (билеты) 6. Рабочая программа воспитания Целью разработки и реализации программы воспитания является развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности и жизни в современном российском обществе. Задачи программы воспитания: получение опыта осуществления социально-значимой деятельности, в том числе профессионально ориентированной; усвоение и закрепление ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие позитивного отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие) приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, профессиональной деятельности; формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития молодежи; организация всех видов деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения; формирование у молодежи общепризнанных ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; 20 усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания; увеличение доли обучающихся вовлеченных в регулярные занятия спортивно-массовой деятельностью; увеличение доли обучающихся, вовлеченных в систему дополнительного образования; увеличение доли обучающихся участвующих в творческих конкурсах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различного уровня; увеличение доли обучающихся, посещающих культурные центры колледжа, города, республики (концерты, театрализованные спектакли, литературномузыкальные композиции, ярмарки, праздники, конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии); обеспечение психолого—педагогических условий, позволяющих обучающемуся успешно социализироваться. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы по специальности представлены в приложении. 7. Ресурсное обеспечение программы подготовки специалистов среднего звена 7.1 Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ППССЗ обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, видам практик. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет. Обеспечение студентов актуальной учебной информацией осуществляется и через библиотеку, имеющую в своем фонде учебники, изданные за последние 5 лет, и специальную литературу. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет. Всего фонд насчитывает около 69700 единиц хранения, комплекты справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1- 2 экземпляра на 100 обучающихся. Каждому студенту обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, 21 состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов. Колледж предоставляет студентам возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к информационным ресурсам сети Интернет. Материально-техническая база колледжа соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам и обеспечивает проведение всех видов практических занятий, практической, творческой работы студентов, учебной практики, предусмотренных учебным планом. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается информационным и методическим обеспечением с обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Методические указания для практических занятий и самостоятельной работы студентов обеспечивают необходимую полноту учебных информационных ресурсов по основным компонентам ППССЗ СПО. Колледж располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, учебных практики, предусмотренных Учебным планом. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Освоение студентами практических занятий включает, как обязательный компонент, практические задания с использованием персональных компьютеров. Колледж обеспечивает каждого студента рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства В колледже имеется минимально необходимый для реализации ППССЗ перечень учебных кабинетов, мастерских и других помещений, в соответствии с требованиями ФГОС СПО: Кабинеты: -русского языка и литературы, -математики и информатики, -истории, географии и обществознания; - черчения и перспективы; - пластической анатомии; -гуманитарных дисциплин; -истории искусств и мировой культуры; - иностранного языка; -для занятий по междисциплинарному курсу «Дизайн-проектирование» и средств исполнения дизайн-проектов»; 22 -информационных технологий с выходом в сеть Интернет. Мастерские: -рисунка, -живописи, -графических работ и макетирования. Спортивный комплекс: - спортивный зал со спортивным инвентарем - открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий теннисный корт Залы: -Выставочный; -Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. Натюрмортный фонд Методический фонд 7.2. Требования к практической подготовке обучающихся Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих. ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова» самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) совместно с работодателем (профильной организацией) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО специфики получаемой специальности. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: − реализуется на рабочем месте работодателя профильной организации при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; − предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; 23 − может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастерклассы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Образовательная деятельность в форме практической подготовки должна быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, междисциплинарные модули, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией (работодателем), осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена профильного уровня, в том числе на рабочем месте работодателя профильной организации. 7.3 Требования к организации воспитания обучающихся Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом примерной рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии). 8. Условия реализации ППССЗ Вступительные испытания абитуриентов Прием абитуриентов на специальность 54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве» углубленной подготовки осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем полном общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании), при усло24 вии владения объемом знаний и умений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам детских школ искусств, детских художественных школ. При приеме абитуриентов колледж проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности, включающие в себя творческие задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области рисунка, живописи, композиции. Использование образовательных технологий Методы и средства организации и реализации образовательного процесса. а) методы и средства, направленные на теоретическую подготовку: – различные виды уроков, – лекция; – семинар; – самостоятельная работа студентов; – консультация; – различные формы текущего контроля знаний. – – – – – – б) методы и средства, направленные на практическую подготовку: практические занятия; мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов; методические выставки учебно-творческих работ; учебная и производственная практика; подготовка докладов и рефератов; выпускная квалификационная работа. Условие комплектования студентов в группы для проведения занятий: - по базовым и профильным дисциплинам федерального компонента среднего общего образования и дисциплинам общего гуманитарного и социальноэкономического цикла - 10 - 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей; - мелкогрупповых по профильным дисциплинам федерального компонента среднего полного общего образования - «Черчение и перспектива», «Пластическая анатомия», «Информационные технологии», «Иностранный язык», - по дисциплинам общепрофессионального цикла - «Рисунок», «Живопись», «Цветоведение», МДК, учебным дисциплинам вариативной части - не менее 6 чел. Использование методов и средств организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки. Лекция. Используются различные типы лекций: вводная, мотивационная 25 (способствующая проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу), интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала), установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы). Содержание и структура лекционного материала направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствуют выбранным преподавателем методам контроля. Основными активными формами формирования профессиональных компетенций являются: Практические занятия - групповые занятия по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам «Дизайн-проектирование» и «Средства исполнения дизайн-проектов», «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса». А также дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя. Семинар в различных диалогических формах - дискуссии, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений). К участию в семинарах могут привлекаться ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики. Самостоятельная работа студентов - обязательная часть Программы (выражаемая в часах), выполняемая студентом внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в учебных аудиториях, мастерских, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами. Реферат - форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему критически освоить один из разделов программы дисциплины или междисциплинарного курса. Организация практик обучающихся Практика является обязательным разделом ППССЗ и имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической деятельности по специальности. 26 Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО, программами практик. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми колледжем самостоятельно. Все виды практик проводятся непрерывно. УП.00 Учебная практика (6 недель) Учебная практика направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках профессиональных модулей Программы по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Реализация учебной практики осуществляется следующим образом: работа с натуры на открытом воздухе (пленэр) (4 недели) изучение памятников искусства в других городах (2 недели) УП.01. Работа с натуры на открытом воздухе (пленэр)(4 нед.) Учебная практика проводится в местах соответствующих тематическому плану, интересных по своим природным условиям, богатых архитектурными памятниками, различными промыслами. Работа на практике с живой моделью обеспечивается натурой, согласно нормам, предусмотренным ФГОС СПО по данной специальности. Учебная практика проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла. По завершении учебной практики организуется отчётная выставка учебно-творческих работ (просмотр) с их оценкой комиссией, в которую входит директор училища, председатели цикловых комиссий, руководители практики. УП.02. Изучение памятников искусства в других городах (2 нед.) Учебная практика проводится, как правило, в городах, обладающих большим количеством памятников архитектуры разных эпох и стилей, музеями изобразительного искусства, другими многочисленными объектами культурного наследия (гг.Дербент, Махачкала и т.п.). Учебная практика проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла, а также может проводиться преподавателями профильных дисциплин: «История мировой культуры», «История искусств». По завершении учебной практики студент предоставляет письменный ре27 ферат на выбранную тему, который включает наблюдения, впечатления, полученные во время практики, а также раскрывает знания о стилях изобразительного искусства и архитектуры на примерах конкретных памятников искусства. ПП.00. Производственная практика (по профилю специальности) (12 недель) Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности. Производственная практика по профилю специальности проводится на основе заключенных договоров в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки студентов: Студенты обязаны: выполнять задания, предусмотренные программами практики по профилю специальности; соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности. В период прохождения Производственной практики по профилю специальности студентом ведется дневник практики, по результатам которой студент составляет отчёт, утверждаемый организацией. Практика по профилю специальности завершается дифференцированным зачётом при условиях: положительного аттестационного листа по практике, который составляется руководителями практики от колледжа и организации и содержащий информацию об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на студента по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности предоставления дневника практики и отчёта о практике в соответствии с заданием на практику. Производственная практика состоит из двух этапов: ПП.01. Исполнительская практика (4 недели) Место прохождения практики - рекламные агентства, дизайн-бюро, типографии, издательства и др. ПП.02. Педагогическая практика (4 недели) Производственная практика (педагогическая) проводится в детских художественных школах (далее - ДХШ) и детских школах искусств (далее - ДШИ) г. Избербаша на основе заключенных договоров. ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) (3 недели) Преддипломная практика направлена на углубление первоначального 28 практического опыта студента, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) в организациях различных организационно-правовых форм (далее - организациях) и обеспечивает подготовку к государственной итоговой аттестации. Базами преддипломной практики являются учебные мастерские колледжа. Организацию и руководство преддипломной практики осуществляют руководители дипломной работы. Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности. Организацию и руководство преддипломной практики осуществляют руководители дипломной работы из числа преподавателей колледжа. В период прохождения преддипломной практики студентом ведется дневник практики. По завершении преддипломной практики проводится отчетная выставка учебно-творческих работ, на которую студент предоставляет выполненный за время практики «картон», зарисовки и этюды к дипломной работе. Результаты прохождения практики учитываются при государственной итоговой аттестации. Кадровое обеспечение Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, профессионального модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы имеется у всех преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, каждый из них прошел курсы повышения квалификации или стажировку в профильных учреждениях высшего и среднего профессионального образования в течение последних 3 лет. Все преподаватели колледжа, отвечающие за освоение студентами профессионального цикла, имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы (творческих союзах, музеях, а также образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы в области изобразительного искусства). Все преподаватели колледжа регулярно осуществляют методическую работу. К методической работе преподавателей профессионального цикла наряду с разработкой учебно-методических материалов и их публикации в сборниках научно-практических конференций приравнивается и художественнотворческая деятельность, а именно: участие в выставках с изданием каталогов, 29 в том числе персональных выставок. Все преподаватели колледжа не реже одного раза в три года проходят повышение квалификации. К формам повышения квалификации наряду с курсами повышения квалификации относятся: присуждение государственной премии, присвоение почетного звания, присвоение ученой степени, присвоение ученого звания, получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса. 9. Нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся В ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова» разработана внутриколледжская нормативная документация системы качества, позволяющая колледжу, ПЦК, отделению вести качественную подготовку студентов по специальности 54.02.01 Дизайн по отраслям, включая организационно-правовые документы: Устав ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова», Правила внутреннего распорядка ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова» основополагающую документацию по системе качества (стандарты, инструкции), а также: Документы, регламентирующие учебный процесс: Приказы и распоряжения по организации учебного процесса; Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации выпускников Положение о разработке Программы государственной итоговой аттестации Положение об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы Положение о выпускной квалификационной работе Положение о порядке заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, списания и уничтожения выпускной квалификационной работы Положение о разработке и утверждении основной профессиональной образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена по специальности Положение о хранении в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и о поощрении обучающихся на бумажных и (или электронных носителях) Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов Положение о порядке перевода, отчисления, восстановления обучающихся и предоставления академических отпусков Положение об обучении по индивидуальному учебному плану Положение об организационной комиссии по контролю Положение о расписании учебных занятий 30 Положение о рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей Положение о разработке учебных планов Положение о предметно-цикловой комиссии Положение об обеспеченности учебного процесса учебной, учебнометодической литературой Положение о квалификационном экзамене Положение о внутренней системе оценки качества в образовательной организации Правила внутреннего распорядка студентов Положение о портфолио студента Положение о календарно-тематическом плане Положение об организации самостоятельной работы студентов Положение о порядке формирования, ведения и хранения личных дел студентов Положение об организации учебно-исследовательской работы обучающихся Положение о пропусках учебных занятий Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений образовательной организации среднего профессионального образования Положение о режиме занятий студентов Положение о порядке зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ при различных формах реализации образовательных программ, освоенных в других образовательных организациях Положение о порядке ведения учебно-отчетной документации Положение о порядке оформления, ведения и учета зачетных книжек и студенческих билетов Положение об организации занятий по дисциплине «Физическая культура» Положение о назначении государственной стипендии и других форм поддержки обучающимся Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины, профессионального модуля Положение об организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Положение о щадящей форме текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Положение о порядке перезачета учебных дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий 31 Положение об учебном кабинете, лаборатории и мастерской Положение о порядке участия обучающегося в формировании содержания своего профессионального образования Положение о поурочном плане Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Положение о порядке посещения обучающимися мероприятий Положение о Научном студенческом обществе Документы, регламентирующие организацию научно-методической работы: Положение о научно-методическом совете ГБПОУ РД «ППК имени М. М. Меджидова»; Положение о методической работе ГБПОУ РД «ППК имени М. М. Меджидова»; Документы, регламентирующие организацию воспитательной работы: Комплексный план работы План основных культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; Положение о стипендиальном обеспечении и социальной защиты обучающихся ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; Положение о студенческом совете ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; Положение о Студенческом общежитии обучающихся ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; Положение о правилах внутреннего распорядка и правил поведения обучающихся ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова»; Положение о кураторе (классном руководителе) ГБПОУ РД «ППК имени М.М.Меджидова» 10. Регламент по организации периодического обновления ППССЗ в целом и составляющих ее документов В соответствии с требованиями ФГОС ППССЗ ежегодно обновляются в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Рекомендуется дополнения и изменения в ППССЗ вносить с учетом мнения работодателей. Регламент по организации периодического обновления ППССЗ преду32 сматривает обновление основной образовательной программы, которое может осуществляться в нескольких направлениях за счет: - повышения квалификации ПС, организуемого на постоянной планируемой основе с учетом специфики реализуемой ППССЗ; - организации новой культурно-образовательной среды колледжа, которая может включать элементы, позволяющие разрабатывать и реализовать новые вариативные курсы и модернизировать традиционные; - включения обучающихся в реализацию программ обучения на основе партнерских отношений (обратная связь самоуправление, оптимальное использование имеющихся материальных ресурсов); - осуществления взаимодействия с организованным профессиональным сообществом, потенциальными работодателями и общественностью; - публикация информации, которая дает возможность общественности оценить возможности и достижения колледжа за определенный период и получение обратной связи. Обновления программ связаны: - с развитием взаимодействия с педагогическими колледжами ЮФО, СКФО; - с возрастанием социальной ответственностиколледжа за личностное развитие обучающихся, раскрытие их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовности к активной профессиональной и социальной деятельностей по окончании колледжа; - с возрастанием междисциплинарности проектируемых ППССЗ, реализующих ФГОС основанных на использовании принципов модульной организации реализации ППССЗ. Дополнения и изменения в ППССЗ, связанные с развитием науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы и др. вносятся по представлению председателя ПЦК на рассмотрение научно-методического совета колледжа. При положительном решении дополнения и изменения в ППССЗ выносятся на рассмотрение педагогического совета колледжа.. Документально изменения в учебный план ППССЗ оформляет Информационно- методический центр колледжа на основании следующих документов: служебная записка о внесении изменений с их обоснованием; выписка из заседания научно-методического совета педагогического колледжа с решением о необходимости внесения изменений; все изменения в учебные планы вносятся до 1 июля. Изменения в учебно-методическую документацию (рабочие программы дисциплин, практик, учебно-методические комплексы) вносятся в порядке, установленном соответствующими стандартами. Все изменения в учебнометодическую документацию вносятся до 1 июля. Изменения оформляются документально и вносятся научно-методической службой выпускающей во все учтенные экземпляры в виде вкладыша «Дополнения и изменения к ППССЗ». 33