ОУД,02. Литература ДО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС
по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной
группы специальностей 44.00.00.Образование и
педагогические науки, утвержденного приказом Минпросвещения России
от 17.08.2022 г., №743, зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2022 г.
№70195 с учетом:
с учетом:
- примерной программы;
- в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год

Разработчик: Эседова Зарина Раджабовна, преподаватель филологических
дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

19

ОСВОЕНИЯ

21

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02. Литература
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Литература» является частью
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00.Образование и педагогические науки.
Программа учебной дисциплины «Литература» является частью
общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена
на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для
общеобразовательных учреждений.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена:
Учебная
дисциплина
«Литература»
относится
к
циклу
общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью дисциплины «Литература» является формирование культуры
читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательской
самостоятельности и речевых компетенций.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Литература» в соответствии с ФГОС СПО
и на основе ФГОС СОО
Код
и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Личностные и метапредметные

Предметные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;

- осознавать причастность к отечественным
традициям и исторической преемственности поколений;
включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры; сформированность ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры;
- осознавать взаимосвязь между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно - нравственным развитием
личности;
- знать содержание, понимание ключевых проблем и
осознание
историко-культурного
и
нравственноценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, в
том числе литературы народов России;
- сформировать умения определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественных
произведений,
выявлять их связь с современностью;
- уметь сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие);
понимать
и
осмыслить
использование
терминологического
аппарата
современного
литературоведения, а также элементов
искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе
анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и литературной критики

5

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность их использования в познавательной и социальной
практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и

- владеть умениями анализа и интерпретации
художественных произведений в единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем
смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне начального общего и
основного общего образования); - владеть современными
читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в устной и
письменной форме, информационной переработки текстов
в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания отзывов и сочинений
различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов);
владеть умением редактировать и совершенствовать
собственные письменные высказывания с учетом норм
русского литературного языка;
- уметь работать с разными информационными
источниками, в том числе в медиапространстве,
использовать ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем;

6

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
давать
оценку
новым
ситуациям;
способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по
их снижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность: внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;

- сформировать устойчивый интерес к чтению как
средству познания отечественной и других культур;
приобщение к отечественному литературному наследию и
через него - к традиционным ценностям и сокровищам
мировой культуры;
- способность выявлять в произведениях художественной
литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях, участвовать в
дискуссии на литературные темы;
- осознавать художественную картины жизни, созданная
автором в литературном произведении, в единстве
эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального понимания;
- сформировать умения выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в
том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
- владеть умениями учебной проектно - исследовательской
деятельности историко - и теоретико-литературного
характера, в том числе создания медиапроектов;
различными приемами цитирования и редактирования
текстов;
владеть комплексным филологическим анализом
художественного текста и осмысление функциональной
роли теоретико - литературных понятий, в том числе:
авангард; литературный манифест; беллетристика,
массовая литература, сетевая литература; поэтика,
интертекст, гипертекст;

7

ОК
04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде

ОК
05.
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
- готовность к
саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,

- осознавать взаимосвязь между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно - нравственным развитием
личности;
- сформировать умения выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в
том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;

- сформировать умения выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в
том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
- владеть умениями анализа и интерпретации

8

учетом
особенностей традиции и творчество своего и других народов, ощущать
социального и культурного эмоциональное воздействие искусства;
контекста
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
ОК 06. Проявлять
гражданско патриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
формирование системы значимых ценностно-смысловых
установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах

художественных произведений в единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем
смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне начального общего и
основного общего образования);
сформировать
представления
о
литературном
произведении как явлении словесного искусства, о языке
художественной литературы в его эстетической функции,
об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка в художественной литературе и уметь применять их
в речевой практике;
понимать
и
осмыслить
использование
терминологического
аппарата
современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения,
театроведения, киноведения в процессе анализа и
интерпретации произведений художественной литературы
и литературной критики;
- сформировать устойчивый интерес к чтению как
средству познания отечественной и других культур;
приобщение к отечественному литературному наследию и
через него - к традиционным ценностям и сокровищам
мировой культуры;
- сформировать умения определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественных
произведений,
выявлять их связь с современностью; составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;

9

гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма,
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной
практике, готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
ОК
09.
Пользоваться - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В
профессиональной
области ценности научного познания:
документацией
на сформированность
мировоззрения,
соответствующего
государственном
и современному уровню развития науки и общественной практики,
иностранном языках
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как

- владеть современными читательскими практиками,
культурой восприятия и понимания литературных текстов,
умениями самостоятельного истолкования прочитанного в
устной
и
письменной
форме,
информационной
переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также написания отзывов и
сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее

10

средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
- овладение видами деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду

250
слов);
владеть
умением
редактировать
и
совершенствовать собственные письменные высказывания
с учетом норм русского литературного языка;
- сформировать представления о стилях художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях,
течениях, об индивидуальном авторском стиле;
- сформировать представления об основных направлениях
литературной критики, современных подходах к анализу
художественного текста в литературоведении; уметь
создавать собственные литературно - критические
произведения в жанре рецензии, аннотации, эссе

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 156 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 156 часов;
( в том числе - практические – 76)

11

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
контрольные работы + развитие речи
курсовая работа
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом
учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий,
выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка
рефератов по темам:
- «Русский язык в Российской Федерации»
- «Культура речи. Нормы русского языка»
- «Словари русского языка и сфера их использования»
- «Видные ученые-лингвисты»
- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»
- «Проблемы экологии языка»
- «Русский язык в современном мире»
- «Язык и общество»
- «Язык и культура»
- «Язык и история народа»
- «Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»
- «Самостоятельные и служебные части речи»
проектная работа (работа в группах), защита проектов по темам:
- «Стили речи»
- «Текст и его строение»
- «Особенности русского ударения»
- «Журнал «Современник» - трибуна общественной мысли»
- «Критический реализм на Западе и в России».
- «Поэзия «чистого искусства» и европейская лирика 2-ой половины 19
века».
- Проект: « История и личность в творчестве Л.Н.Толстого».
- «Тема Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого».
- « Христианская концепция Ф.М.Достоевского».
- « Основные направления развития русской литературы на рубеже веков
(19-20в.)».
- Максим Горький – писатель, драматург, общественный деятель,
основоположник социалистического реализма».

156
156
80
76
-

12

- «Судьба русской интеллигенции в Советской России».
- « Поэт и время. Годы репрессий и русская интеллигенция».
- « Человек и прогресс в произведениях А.Платонова».
- « История и личность в произведениях русских писателей ХХ века».
- « Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях русских
писателей и поэтов ХХ века».
- «Русское литературное зарубежье 1945-1990гг».
- « Человек на войне. (По произведениям русской и зарубежной
литературы о второй мировой войне)».
- « Человек и природа в произведениях современных писателей».
- « Дагестанские мыслители 18-19 веков»
- « Дагестанские писатели-переводчики».
- «Дагестанские писатели – детям».
- « Дни Белых журавлей как традиционный праздник».
- «Современная русскоязычная дагестанская литература».
-«Новописьменные литературы Дагестана и их представители».
- « Театральное искусство и киноискусство в Дагестане».

13

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.02. «Литература»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Русская литература
2-ой половины 19
века

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
самостоятельная работа студентов
2
Содержание учебного материала
1
Введение. Русская литература 60-70 годов 19 века. Социально-исторические условия в России
после реформы 1861 года. Ведущая роль «Современника» в объединении прогрессивной
литературы.
2
Расцвет критического реализма. Поэзия «чистого искусства». Поэзия Ф.И.Тютчева,
А.Н.Майкова ,А.А.Фета.
3
И.А.Гончаров. Роман «Обломов».
4
А.И. Островский. Пьесы «Гроза», «Бесприданница».
5
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
6
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать»
7
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети
8
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Роман «Господа Головлѐвы».
9
Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
10 Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир», «Анна Каренина»
11 Н.С.Лесков. Сказ «Левша»
12 А.П.Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишнѐвый сад»
11 К. Хетагуров. Лирика. Поэма «Фатима».
12 Зарубежная литература. О.Бальзак: «Гобсек». В.Гюго: «Собор Парижской богоматери».
Ч.Диккенс. (обзор).
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Развитие речи. Классное сочинение по произведению.
2 Творческая работа: аннотация на прочитанное произведение.

Объем
часов

Уровень
освоения
4

30
2

2
1

20
2
14

Раздел 2.
Русская литература
1-ой половины 20
века

Самостоятельная работа студентов.
Содержание учебного материала
1
Литература рубежа веков. Основные литературные течения.
2
И.А.Бунин. Рассказы.
3
А.И.Куприн. Повести «Олеся», «Гранатовый браслет».
4
Л.Г.Андреев. Рассказы.
5
В.Г.Короленко. Рассказы.
6
Максим Горький. Ранние романтические произведения. Пьеса «На дне».
7
Поэзия Серебряного века. Русский символизм. В.Я.Брюсов. Лирика.
8
А.А.Блок Лирика. Поэма «Двенадцать».
9
Футуризм как литературное течение в России в начале ХХв. Эгофутуристы: В.Хлебников,
И.Северянин.
10 В.В.Маяковский. Стихотворения. Поэмы.
11 С.А.Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина»
12 Акмеизм как литературное течение. Н.Гумилѐв. Лирика.
13 Анна Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием»
14 Марина Цветаева. Лирика.
15 Борис Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго» (Обзор)
16 М.И.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Повесть «Собачье сердце»
17 А.П.Платонов. Романы «Ювенильное море», «Чевенгур» (Обзор).Проблемы счастья и смысла
жизни.
18 А.А.Фадеев. Тема Гражданской войны в советской литературе. Роман «Разгром».
19 Е.И.Замятин. Роман «Мы.
20 Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь»
21 М.Зощенко. Рассказы.
22 А.Н.Толстой. Исторический роман «Петр Первый»
23 Михаил Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».
24 Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет. А.Н.Толстой «Русский
характер», м. Шолохов «Судьба человека».

30
1
2

1
2
1
2

15

Поэзия военных лет.
Проза военных лет. Повести В.Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды». Повесть
Б.Васильева «А зори здесь тихие». В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
27 Развитие литературы в послевоенные годы. Тема человека на войне в произведениях
Ю.Бондарева «Горячий снег», В.А.Кондратьева «Сашка».
28 А.Т.Твардовский. Стихотворения и поэмы.
29 В.Г.Распутин. Повесть «Живи и помни»
30 А.Н.Солженицын. Роман «Архипелаг Гулаг».(обзор). Рассказ «Один день из жизни Ивана
Денисовича»
31 В.Т.Шаламов «Калымские рассказы»
32 Русское литературное зарубежье (Обзор судьбы русской литературы в эмиграции)
33 В.П.Астафьев. Роман «Царь-рыба».
34 Реализация традиций и новаторство драматургии А.В.Вампилова. Пьесеа «Утиная охота».
35 Нравственная проблематика и художественные особенности «деревенской
прозы»(Ф.Абрамов, В.Распутин, В.И.Белов и др)
36 «Городская проза в современной литературе».Ю.В.Трифонов. «Вечные темы и нравственные
проблемы в повести «Обмен».
37 В.М.Шукшин.. Нравственные проблемы в произведениях Шукшина.(«Упорный», «Чудик»,
«Калина красная».)
38 Чингиз Айтматов. Осмысление добра и зла в произведениях Ч.Айтматова(«И дольше века
длится день», «Плаха)
39 Поэзия второй половины ХХ века ( Б.Ахмадулина, И.Бродский, А.Вознесенский,
В.Высоцкий, Е.Евтушенко, Б.Окуджава, А.Тарковский и др.)
40 Национальное и общечеловеческое в творчестве МустаяКарима.
41 Кайсын Кулиев. Образ матери в произведениях К.Кулиева.
42 Возвращенные имена. Василий Гроссман. «Жизнь и судьба». (Обзор)
43 Э.Хеменгуэй. Вечные темы мировой литературы. «Прощай, оружие», «Старик и море».
44 Б.Брехт «Мамаша Кураж и еѐ дети». (Обзор).
Лабораторные работы
25
26

2
1
2
1
16

Практические занятия
1
Развитие речи. Классное сочинение по произведению.

Раздел 3.
Дагестанская
литература

2
Контрольная работа. Тестирование.
Самостоятельная работа студентов.
Содержание учебного материала
1
Жанровое своеобразие устной народной поэзии Дагестана и еѐ исторические корни. Роль
фольклора в возникновении письменных форм литературы.
2
Биография ЕтимаЭмина. Лирика.
3
ОмарлаБатырай. Лирика.
4
Ирчи Казак.
5
Саид из Кочхюра. Жизнь и творчество. Лирика.
6
Анхил Марин. Жизнь, творчество, судьба. Лирика.
7
Махмуд из Кахаб-Росо. Лирика, стихи о любви. Поэма «Мариам».
8
Тажутдин (Чанка). Жизнь и творчество народного поэта. Лирика
9
Алим-паша Салаватов. Дагестанская драматургия. Драма «Айгази».
10 АбуталибГафуров.Лирика.
11 АткайАджаматов.. «Я горжусь». Поэма «Оленьи рога».
12 Сулейман Стальский.Лирика.
13 ЭффендиКапиев - прозаик, поэт, переводчик.. Сборник «Резьба по камню». «Фронтовые
записки».
14 Кияс Меджидов.. Роман «Сердце, оставленное в горах».
15 МуталибМитаров.Лирика.
16 ХизгилАвшалумов. Сатирические новеллы. Повести.
17 ЮсупХаппалаев. Лирика.
18 Рашид Рашидов. Лирика.
19 Ахмедхан Абу-Бакар. Повесть «Белый сайгак».
20 Расул Гамзатов.Лирика. Поэма «Горянка». Книга «Мой Дагестан».
21 Ф.Алиева. Лирика. Повести «Роса выпадает на каждую травинку», «Родники рождаются в

38
1
20
1
-

2

17

горах».
22 Бийке Кулунчакова. Лирика. «Легенда о любви».
Лабораторные работы
Практические занятия
1
Развитие речи. Классное сочинение по произведению.
2
Творческая работа: аннотация на прочитанное произведение.
Самостоятельная работа студентов
Всего:

14
1
156 ч

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:





посадочные места по числу студентов
рабочее место преподавателя
рабочая доска,
комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык и литература»
(учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды,
карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная
литература)

Технические средства обучения:







мультимедийный проектор,
ноутбук,
экран,
интерактивная доска,
аудиосистема,
комплект слайдов по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Материально–техническое обеспечение занятий по учебной дисциплине литература
Таблица 1а
№п/п
Материально–техническое обеспечение занятий
1
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
2
- Учебники и учебные пособия по русскому языку, по литературе, по
дагестанской литературе
- Учебник- хрестоматия по количеству студентов
- КИМы по количеству студентов
3
Технические средства обучения :
- компьютер
- мультимедиапроектор
- интерактивная доска
- телевизор
- магнитофон
- видео- и аудиозаписи , СD , DVD.
19

Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ)

ОИ 1

Учебник «Литература» 10 класс.

ОИ 2

Учебник «Русская литература Х1Х в.» 10
класс.

ОИ 3

Учебник «Русская литература ХХ в.» 11
класс

ОИ 4

Учебник «Литература» 11 класс.

ОИ 5

Литература 19 -20в. 1, 2 ч.

ОИ 6

Учебник «Литература народов Дагестана». 10
класс

Таблица 1б
Издательство, год
Автор
издания
Лебедева Ю.В. Москва,
«Просвещение»
2009 г.
В.П.Журавлѐва. Москва,
«Просвещение»
2008 г.
В.А.Чалмаев,
Москва, «Русское
С.А.Зинин
слово»
2005г.
Лебедева Ю.В. Москва, «Русское
слово»
2009г.
Под редакцией М., «Просвещение»,
В.И.
2010 г.
Маранцман
Магомедова
Махачкала, 2008 г.
З.А

ОИ 7

Учебник «Литература народов Дагестана». 11
класс

Магомедова
З.А.

№ п/п

Наименование

Махачкала, 2008 г.

Дополнительные источники (ДИ)
№ п/п

Наименование

ДИ 1

Русская литература 19 в. 1 и 2 части

ДИ 2
ДИ 3
ДИ 5
ДИ 6

Рассказы о русских писателях
Русская литература 20 в. 1 и 2 части
Русская литература 19 - 20 в. Хрестоматия , 2 части
Литература народов Дагестана

Автор
Под
ред.Ю.И.Лысого
Н.С.Шер
В.В.Аганесов
В.П.Журавлѐв
А.Г.Агаев,
А.Ф.Назаревич

Таблица 1в
Издательств
о, год
издания
М., 2009 г.
М., 2009 г.
М., 2010 г.
М., 2009 г.
Махачкала,1
998 г.

Интернет-ресурсы (ИР)
Таблица 1г
ИР 1
ИР 2
ИР 3
ИР 4
ИР 5
ИР 6
ИР 7
ИР 8
ИР9

http:// schools. Keldush.ru.
http:// schools.edu.ru.
http://www.n-shkola.ru.
http://edu.ru.
http://www.nachalka.com.
http://pedsovet.su
http://zavuch.info
http://www.inter-htlfgogikf.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ
20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Знание:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных
произведений;
- основные факты жизни и творчества
писателей-классиков 19-20 вв.;
- основные закономерности историколитературного процесса и черты
литературных направлений;
- основные теоретико-литературные
понятия.
Умение:
- воспроизводить содержание
литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать
художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы
(тематика, проблематика нравственности,
пафос, система образов, особенности
композиции, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь);
- соотносить худ. литературу с
общественной жизнью и культурой;
- определять род и жанр произведения.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Оценка редакторской работы текста.
Оценка тестирования.
Оценка результатов внеаудиторной
самостоятельной работы: сообщений.

Оценка результатов внеаудиторной
самостоятельной работы: докладов и
рефератов.

Оценка тестирования.
Оценка контрольных работ

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».