Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.05 История разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, утвержденного приказом Минпросвещения России № 743 от 17 августа 2022 г., зарегистрировано в Минюсте России
№ 70195 от 22 сентября 2022 г.
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
202232024 учебный год.
Разработчик:
Халилова Фарида Наримановна, к. и. н., преподаватель социально - гуманитарных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
2. ДИСЦИПЛИНЫ
4
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
4. ДИСЦИПЛИНЫ
11
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
19
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
25
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01.06 ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.05 История является частью
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО, при подготовке квалифицированных специалистов в колледже.
Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины ОУД.05
История для специальности среднего профессионального образования (профильный уровень) 44.02.01 Дошкольное образование, входящей в состав
укрупнѐнной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические
науки по направлению Образование и педагогической науки.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в общеобразовательный цикл ППССЗ.
1.3 Цели, задачи и планируемые результаты освоения дисциплины:
Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по основным этапам развития российского государства
и общества, а также современного образа России.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины «История» в соответствии с ФГОС СПО и
на основе ФГОС СОО
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Личностные и метапредметные
Предметные
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
- уметь критически анализировать для решения познавательной
задачи аутентичные исторические источники разных типов
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
- владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинно - следственные, пространственные связи
исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени;
- уметь анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до
настоящего времени
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и социальной практике
ОК 02. Использовать
В области ценности научного познания:
современные средства
- сформированность мировоззрения, соответствующего
поиска, анализа и инсовременному уровню развития науки и общественной
терпретации информапрактики, основанного на диалоге культур, способствуции, и информационные ющего осознанию своего места в поликультурном мире;
технологии для выпол- совершенствование языковой и читательской культунения задач профессио- ры как средства взаимодействия между людьми и пональной деятельности
знания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим нор-
- уметь осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации по истории
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной
литературе, сети Интернет, средствах массовой информации
для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;
- уметь объяснять критерии поиска исторических источников и
находить их; учитывать при работе специфику современных
источников социальной и личной информации; объяснять значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран; приобретение опыта осуществления учебно - исследовательской деятельности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
мам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
- овладение навыками учебно - исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению:
составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- приобретать опыт осуществления проектной деятельности в
форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей
истории, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);
- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур; уважения к историческому наследию
народов России
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стан-
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно - нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанно-
- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ
– начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при разработке
и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации
отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при
защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной
истории
- понимать значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения
космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на
Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.;
особенности развития культуры народов СССР (России);
дарты антикоррупционного поведения
стей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении
в общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно - исследовательской, проектной и социальной деятельности
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических личностей, внѐсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и
культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.;
- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ
– начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- уметь выявлять существенные черты исторических событий,
явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события, явления, процессы;
- уметь устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории
родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и
человечества в целом в ХХ – начале XXI в.;
- уметь анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы,
по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.;
сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;
- уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать
отпор фальсификациям российской истории;
- знать ключевые события, основные даты и этапы истории
России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей
отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения
культуры, ценностные ориентиры;
- понимать значимость роли России в мировых политических и
социально-экономических процессах с древнейших времен до
настоящего времени;
- уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
культуру;
- иметь сформированность представлений о предмете, научных
и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 162 часа
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 156 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
162
156
56
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01.06 История
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная раразделов и тем
бота обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
1
2
ВВЕДЕНИЕ Основы исторического знания.
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
Значение изучении
1
Для чего и как изучают историю
Истории.
Концепция исторического развития.
РАЗДЕЛ 2 Древнейшая и древняя история
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Первобытный мир 1
Происхождение человека
Люди эпохи палеолита
2
Неолитическая революция и еѐ последствия
Лабораторные занятия
Практические занятия
У истоков цивилизации
Самостоятельная работа
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Цивилизация
1
Древнейшие государства
Древнего мира
Великие державы Древнего Востока
Индия и Китай в Древности
2
Древняя Греция
Древний Рим
Лабораторные занятия
Практические занятия
Культура и религия Древнего мира
Самостоятельная работа
Раздел III. История средних веков
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Объем
часов
3
1
2
Уровень
освоения
4
1
2
2
8
2
2
4
2
2
8
12
Христианская Европа
и исламский мир в
Средние века
Тема 3.2
От Древней Руси к
Московскому
государству
Тема 3. 3
Индия и Дальний
Восток
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.
Особенности развития Византийской империи
Империя Карла Великого и еѐ распад. Феодальная раздробленность в Европе
2
Основные черты западноевропейского феодализма.
3
Средневековый город.
Католическая церковь в средние века. Крестовые походы
Зарождение национальных государств
4
Средневековая культур. Начало Ренессанса
Лабораторные занятия
Практические занятия
Возникновение ислама. Арабские завоевания.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
1.
Образование Древнерусского государства
Общество Древней Руси
2. Раздробленность на Руси
Древнерусская культура
3. Монгольские завоевания и его последствия
Начало возвышения Москвы
4. Образование единого Русского государства
5. Культура Руси концаXIII- нач.XVIв.
1
2
2
13
2
Лабораторные занятия
-
Практические занятия
Крещение Руси и его значение
Самостоятельная работа
2
Содержание учебного материала:
1
Индия в Средние века
Китай и Япония в Средние века
Лабораторные занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа
2
-
2
13
Раздел IV. История Нового времени
Тема 4.1
Начало Нового
времени
Тема 4.2
Страны Европы и
Северной Америки в
XVI-XVIIIвв.
Тема 4.3
Россия в XVI-XVIII
вв.
Тема 4.4
Содержание учебного материала:
1
Лабораторные занятия
Практические занятия
Экономическое развитие и перемены в обществе
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
1
Реформация и контрреформация
2
Становление абсолютизма в европейских странах
Английская революция XVII в.
3
Война за независимость и образование США
4
Французская революция конца XVIII в.
2
Лабораторные занятия
Практические работы
Возрождение и гуманизм
Развитие культуры и науки в XVII-XVIIIвв. Эпоха просвещения
2
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
1
Россия в правлении Ивана Грозного
2
Смутное время начала XVIIв
14
3
Экономическое и социальное развитие России в XVIIв. Народные движения.
4
Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
5
Россия в эпоху петровских преобразований
6
Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения.
7
Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIIIв
Лабораторные занятия
Практическое занятие.
Русская культура XVI-XVIII
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
8
2
2
1
13
14
Россия в XIX веке.
Тема 4.5
Страны Востока в
период колониолизма
Тема 4.6
Международные
отношения в Новое
время
Тема 5.1
Мир в 1900-1914 гг.
Тема 5.2
Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
Движение декабристов
Внутренняя политика Николая I
Общественное движение во второй четверти XIX в.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
5
Отмена крепостного права и реформы 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы
6
Общественное движение во второй половине XIX в.
Экономическое развитие во второй половине XIX в.
7 Русская культура XIX в.
Лабораторные занятия
Практические занятия
Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
1
Китай и Япония в XIX в.
Лабораторные занятия
Практические занятия
Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
Самостоятельные работы
1
2
3
4
2
2
1
2
1
-
Содержание учебного материала:
Международные отношения в XIXв.
1
Лабораторные занятия
Практические занятия
Международные отношения в XVII-XVIII вв
Самостоятельные работы
Раздел V. История XX- начала XXI в.
1
Содержание учебного материала
Мир в начале XXв.
Пробуждение Азии
Практические занятия
Международные отношения в 1900- 1914гг.
Содержание учебного материала:
3
2
-
2
5
15
Россия в начале XX в.
Тема 5.3
Первая мировая
война
Тема 5.4
Россия 1917г.
Тема 5.5
Страны Западной
Европы и США в
1918-1941 гг..
Тема 5.6
Россия в 1918-1941 гг.
1
Россия на рубеже XIX- XXвв.
2
Революция 1905- 1907 гг.
3
Серебряный век русской культуры
Лабораторные занятия
2
-
Практические занятия
Россия в период столыпинских реформ
Самостоятельные работы
2
Содержание учебного материала:
1 Война и общество
3
1
Лабораторные занятия
Практические занятия
Военные действия в 1914-1918 гг.
Самостоятельные работы
Содержание учебного материала:
1 Февральская революция. От Февраля к Октябрю.
2
Лабораторные занятия
Практические занятия
Октябрьская революция и еѐ последствия
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
1
Европа после Первой мировой войны
2
Западные демократии в 20-30-е гг. XX в.
3
Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
4
Культура в меняющемся мире
Практические занятия
Тоталитарные и авторитарные режимы
Самостоятельная работа обучающихс
Содержание учебного материала:
1
Причины и ход Гражданской войны
Новая экономическая политика. СССР.
2
Индустриализация и коллективизация в СССР
2
-
4
2
2
2
5
2
2
6
2
16
3
Тема 5.7
Страны Азии в 19181939 гг.
Тема 5.8
Вторая мировая
война. Великая
Отечественная война
советского народа
Тема 5.9
Мир во второй
половине XX- начале
XXI в.
Советское государство и общество в 20-30-е.XX в.
Развитие советской культуры в 20-30-е гг.XX в.
Лабораторные занятия
Практические занятия
Итоги Гражданской войны
Самостоятельные работы
Содержание учебного материала:
1 Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. XXв..
Практические работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
1
Накануне мировой войны.
2
Первый период Второй мировой войны. (1939-1940)
Лабораторные занятия
Практические занятия
Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
1
Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
2
Ведущие капиталистические страны.
3
СССР в послевоенные годы
4
СССР в 50-х –начале 60-х гг. XX в.
5
СССР во второй половине 60-х- начале 80-х гг. XX в.
6
Развитие советской культуры
7
СССР в годы перестройки
8
Страны Восточной Европы
9
Крушение колониальной системы
10
Индия и Китай во второй половине XX в.
11
Страны Латинской Америки
12
13
1
2
2
4
2
2
2
22
2
Международные отношения
Культура второй половины XXв.
17
Лабораторные работы
Практические занятия:
Современная Россия
Самостоятельные работы
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачѐта
Итого
2
6
162
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- АРМ преподавателя,
- учебники и учебные пособия, справочные пособия
- набор исторических карт, таблиц, медиатека, комплект «Государственные
символы Российской Федерации;
исторические карты:
«Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.»
«Россия в начале XIXвека»
«Первая мировая война 1914 – 1918гг.»
«Отечественная война 1812 г.»
«Российская империя XIXвек.1861 г.»
«Российское государство XVI век»
«Российское государство XVIII век»
«Революция 1905 – 1907гг.»
библиотека электронных уроков:
«Монголо-татарское иго – выдумка или реальность»
«История Саратовского края»
«Николай I»
«Внутренняя и внешняя политика Павла I»
«Иван Грозный»
«Русская культура XIII -XV вв.»
«Брежневский период»
«Великая Отечественная война»
«Гражданская война 1918 – 1920г.»
«Золотой век Екатерины II»
«Отечественная война 1812 г.»
«Петр I»
«Первые сведения о славянах»
«Объединение русских земель вокруг Москвы»
«Дворцовые перевороты»
«Государство Киевская Русь»
«Буржуазные реформы 60 – 70 гг.XIX века»
«Полководцы Победы»
«Политика «военного коммунизма»
«Смута в России XVI – XVIIвв.»
«Хрущевская оттепель»
«Россия в XVII веке»
«Феодальная раздробленность»
видеофильмы:
«Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»
«История морских сражений»
«История земли Российской»
«История России XX века»
«История государства Российского»
• DVDфильмы:
«Древний мир», части 1,2
«Великие мастера»
«Частная жизнь шедевров»
«Чингиз - хан»
«Крестовые походы»
«Дорога в Треблинку»
«План Барбаросса»
«Битва за Москву»
«Битва за Ленинград»
«Сталинградская битва»
«Петр I»
«Величайшие злодеи мира. Генералы Гитлера. Завоеватели. История
умерших».
«Нацизм. Предостережение истории»
«Великая война. 8 серий»
«Крестовые походы. Тайна ордена тамплиеров. Мифы и герои»
«Древний Рим. Расцвет и падение культуры»
«Русский бунт» (Фильм Александра Прошкина)
«Тегеран 43» (Фильм Александра Алова, Владимира Наумова)
«Брестская крепость» (Фильм Александра Котта)
«Великая победа. Судьбы солдатские»
«Фильмы Победы: Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.
Берлин. Обыкновенный фашизм».
«Древний Рим. Расцвет и падение империи. Древние затерянные города. Жизнь в средневековье».
«Древние цивилизации. Рим: Сила и величие. Византия: утраченная
империя».
20
Дидактические материалы по предмету «История»
Задания по теме «История России с древнейших времен до
начала XVIII века»
«Россия в правление Ивана IV»
«Смутное время»
«От Древней Руси к Московскому государству»
Гл 5. «Страны Европы, Азии, Америки в XVI – XVIII в.в.»
(Великие географические открытия, Образование колониальных империй)
«Экономическое развитие и перемены в западноевропейском
обществе»
«Возрождение и гуманизм в Западной Европе»
«Реформация и контрреформация»
«Становление абсолютизма в европейских странах»
«Англия в XVII – XVIII вв.»
«Страны Востока в XVII – XVIII вв.»
«Страны Востока и экспансия европейцев»
«Международные отношения в XVII – XVIII вв.»
«Развитие европейской культуры и науки в XVII – XVIII вв.»
«Эпоха Просвещения»
«Война за независимость и образование США»
«Французская революция конца XVIII века»
Гл. 6. «Россия в XVIII веке» (Россия в эпоху петровских преобразований)
«Экономическое и социальное развитие в XVIII веке»
«Народные движения»
«Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй
половине XVIII века»
«Русская культура XVIII века»
21
1.1. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедиа проектор, сканер, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2014
Самыгин П.С. История. Учебник. - Ростов-на Дону, 2012г.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М.,
2010
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2014.
История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2013
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая
школа. 10—11 кл. — М., 2010.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—
2001
Для преподавателей
Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб.,
2013.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.
Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М.,
2011.
Война в Корее. — СПб., 2000.
Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2013.
Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.
Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2010.
Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.
Губер П. Мазарини. — М., 2010.
Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории
французской культуры. — М., 2012.
22
Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации
Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
Дроз Ж. История Германии. — М., 2010.
Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2010.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2013.
Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2010
Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2011
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2011
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М.,
2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М.,
2006.
Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М.,
2006.
Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2012.
Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.
Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.
Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика
XV. — М., 2010.
Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2013.
Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. —
М., 2012.
Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917
г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М.,
2010.
Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648.
— СПб., 2012.
Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2012.
Сьюк У. Корейская война. — М., 2013.
Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
23
Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.
Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время.
— М., 2012.
Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2010.
Элиас Н. Придворное общество. — М., 2012.
4. Интернет-ресурсы:
(http://lesson-history.narod.ru)
(http://it-n.ru)
(http://som.fio.ru).
(http://www.encyclopedia.ru)
(http://www.istrodina.com)
http://www.history.yar.ru)
(http://www.hist.msu.ru/ER)
http://www.shpl.ru.
24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения текущего опроса, тестирования, а
также экспертной оценки выполнения обучающимися самостоятельной работы в виде подготовки рефератов, презентаций и работы с учебной литературой, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. По итогам обучения дисциплины – экзамен.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации
факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
устанавливать
причинно-следственные
связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
Знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
особенности исторического пути России,
ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации
факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные
связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации
факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные
связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
25