ОУД 08 обществознание

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.08 Обществознание разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00 Образование и педагогические науки, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 17.08.2022 г. № 743, зарегистрировано в
Минюсте России 22.09.2022 г. № 70195;
с учетом:
- примерной программы;
- в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2023/2024 учебный год
Разработчик:
Гаджимирзоева Анжела Индилеровна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа является частью программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ) Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное
образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00 Образование и педагогические науки по направлению
Образование и педагогические науки.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью
предметной
области
«Общественные
науки»,
изучается
в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.3. Цель, задачи и планируемые результаты освоения дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
Ключевыми
задачами
изучения
обществознания
с
учѐтом
преемственности с основной школой являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений
при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения

людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни
с учѐтом профессиональной направленности организации среднего
профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в
период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему
самоопределению

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Обществознание» в соответствии с
ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Личностные и метапредметные

Предметные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах
современности;
перспективах
развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и
финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки
конкуренции
и
импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые
в социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при

6

проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения; и способность их использования в
познавательной и социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев
сформировать знания об (о):
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых
системах,
извлекать
информацию
из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные

7

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности
в
различных жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего; - ответственное отношение к своим родителям
и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной

суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в
модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной политики
Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы

8

деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям; способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях
знаний,
постоянно
повышать
свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
- использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность: внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и самоопределению;
работать в коллективе овладение
навыками
учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и

(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию
для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения;
сформированность
гражданской
ответственности в части уплаты налогов для развития
общества и государства

использовать
обществоведческие
знания
для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных
событиях,
определения
личной

9

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста

индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными

гражданской позиции; осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать
средства
информационно
коммуникационных технологий в решении различных
задач

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным

10

действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

ОК 06. Проявлять
гражданско патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в

проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; особенностях процесса
цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все
сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах
современности; перспективах развития современного
общества, в том числе тенденций развития Российской
Федерации; человеке как субъекте общественных
отношений и сознательной деятельности; особенностях
социализации личности в современных условиях,
сознании,
познании
и
самосознании
человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике; роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных

11

общеобразовательной организации и детско - юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности; патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; - овладение
навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности

решений;
социальных
отношениях,
направлениях
социальной политики в Российской Федерации, в том
числе поддержки семьи, государственной политики в
сфере межнациональных отношений; структуре и
функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти; системе прав человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и
механизмах защиты прав в Российской Федерации;
правовом
регулирования
гражданских,
семейных,
трудовых,
налоговых,
образовательных,
административных, уголовных общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовно нравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи,
созидательного
труда,
норм
морали
и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценности культуры
России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые
в социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;

12

4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
общества;
характеризовать
функции
социальных
институтов; обосновывать иерархию нормативных
правовых актов в системе российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных
знаковых
систем;
сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых
системах,
извлекать
информацию
из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные

13

знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8)
использовать
обществоведческие
знания
для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных
событиях,
определения
личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать
средства
информационно
коммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил

14

здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев;
10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию
для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения;
сформированность
гражданской
ответственности в части уплаты налогов для развития
общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в
модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных
и межличностных конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с точки зрения
социальных
норм,
ценностей,
экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость
антиобщественного
поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
ОК 07. Содействовать В области экологического воспитания:
- конкретизировать теоретические положения фактами
сохранению
- сформированность экологической культуры, понимание социальной действительности, модельными ситуациями,

15

окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
ОК 09. Пользоваться - наличие мотивации к обучению и личностному
профессиональной
развитию;
документацией
на В области ценности научного познания:
государственном
и - сформированность мировоззрения, соответствующего
иностранном языках
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; -

примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
обществ
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

16

способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 164 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
промежуточная аттестация – 8 часов.

17

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
лекции:
в том числе:
практические
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

164
156
108

Итоговая аттестация в форме экзамена

8

48

18

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.08 Обществознание
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2

Содержание учебного материала
Введение
1 Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования общества.
Значимость социального знания.
2 Методы исследования общества
Раздел 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Содержание учебного материала
Тема 1. 1.
1 Философские представления о социальных качествах человека.
Природа человека,
Человек, индивид, личность.
врожденные и
приобретенные качества 2 Потребности, способности и интересы. Формирование характера, учет особенностей
характера в общении и профессиональной деятельности.
3 Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.
Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние
– со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия.
4 Деятельность и мышление.
5 Виды деятельности. Творчество.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Проблемы
межличностного
общения
в
молодежной
среде.
Особенности
самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.
2. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Общество как сложная
1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы
система
общества. Специфика общественных отношений.
2. Основные институты общества, их функции.
3. Общество и природа.
4. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
5. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного
прогресса.
6 Особенности современного мира. Процессы глобализации.
Лабораторные работы

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

1

1

4

2

4

7

2

19

Практические занятия
1. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Глобальные проблемы.
2. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Духовная культура
1 Понятие о культуре и субкультуре. Формирование ценностных установок, идеалов,
личности и общества
нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Культура народная, массовая и элитарная.
2. Проблемы духовного кризиса и поиска в молодѐжной среде.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Наука и образование
1. Познание и знания. Понятие истины, ее критерии. Особенности научного мышления.
современном мире
2 Виды человеческих знаний. Наука в современном обществе. Ответственность ученого
перед обществом.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской
Федерации.
2. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Мораль, искусство и
1 Мораль. Основные принципы и нормы морали
религия как элементы
2 Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
духовной культуры
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Экономика
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Экономика и
1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Материальные и

4

2
2

4

2
2

4

2
2
2
4
2
20

духовные потребности. Ограниченность ресурсов.
2 Разделение труда, специализация и обмен.
3 Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная
экономика.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Факторы производства. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя Основные
доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Рынок. Фирма. Роль 1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.
государства в
2. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная
экономике
конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.
3. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.
Основные источники финансирования бизнеса.
4. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Функции государства в экономике. Виды налогов.
2. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
ВВП, его структура и
1 Понятие ВВП, его структура и динамика.
динамика. Рынок труда и 2 Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы
безработица. Деньги,
предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
банки, инфляция
3 Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия
4 Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции
коммерческих банков.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции
2. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Основные проблемы
1 Становление современной рыночной экономики России.
экономическая наука.
Экономические системы.
Экономика семьи

2

8
2

4

10
2

4

2
2
21

Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные
проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской
Федерации.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Россия в мировой экономике.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Социальная роль и
1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
стратификация.
стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России.
2. Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности.
3. Социальный статус и престиж.
4. Престижность профессиональной деятельности.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Социальные нормы и
1 Социальные нормы и девиация. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
конфликты
Самоконтроль.
2 Социальный конфликт.
Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных
конфликтов.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость
здорового образа жизни.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Важнейшие социальные 1. Социальные общности и группы, их многообразие.
общности и группы
2 Молодежь как социальная группа.
3 Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации.
4 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
5 Семья и брак. Права и обязанности супругов
экономики России.
Элементы
международной
экономики

2

2
5
2

4
4
2

2

6
2

22

Лабораторная работа
Практические занятия
1. Семья как малая социальная группа. Семья в современном обществе
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Политика как общественное явление
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Политика и власть.
1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя
Государство в
структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки
политической
государства. Государственный суверенитет.
системе
2. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения
современных государств.
3 Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических
институтов и традиций.
4 Правовое государство, понятие и признаки.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство,
политический
режим
Межгосударственная
интеграция,
формирование
надгосударственных институтов – основные особенности развития современной
политической системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
Участники
1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
политического процесса
Политическая элита, особенности еѐ формирования в России.
2 Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
3 Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические
системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
4 Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое
лидерство. Избирательная кампания в Российской Федерации
2. Четвертая власть: Средства массовой информации современного общества.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 6. Право

2
10
2

2

9
2

2

23

Тема 6.1.
Правовое
регулирование
общественных
отношений

Тема 6.2.
Основы
конституционного права
Российской Федерации

Тема 6.3.
Отрасли российского
права

Содержание учебного материала
1. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм.
2. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.
3. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.
4. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды
противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя
Российской Федерации.
2 Институт президентства. Местное самоуправление.
3 Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть.
Исполнительная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
4 Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Права и обязанности граждан РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами
государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты
Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности
налогоплательщика.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические и юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской
деятельности. Имущественные и неимущественные права. Защита прав потребителей
Права собственности: на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги; на
интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купляпродажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
2. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений.
Порядок, условия заключения и расторжения брака.
3. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

8
2

2

8
2

2

14

24

4. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения
профессионального образования.
5. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.
6. Административное право и административные правоотношения. Административные
проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как
наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная
ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
7. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и
расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.
Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6.4.
Содержание учебного материала
Международное право
1. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Международные организации по защите прав и свобод человека и гражданина
Самостоятельная работа обучающихся
Итоговая аттестация в форме экзамена
Итого

2

2
2
8
162

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

25

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории и общественных наук
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска
- библиотечка
- постоянные или сменные учебно-информационные стенды
Технические средства обучения:
 Телевизор,
 DVD плеер,
 медиапроектор
 персональный компьютер,
 экран
 магнитофон
 видеомагнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
Боголюбов Л.Н.Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл.
М..2010.
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2014.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват.
Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – М., 2012.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова.
– М., 2012.
26

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2013
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2013–2014.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011–2012.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и
А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2011–2012.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2013.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2012.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл.
– М., 2010.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник
тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2011.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.
– М.,
2012.
Учебно-тренировочные
материалы
для
подготовки
к
Единому
государственному экзамену. Обществознание. – М., 2013–2014.
Для преподавателей
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М.,
2013.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. – М., 2010.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для
УСПО). – Ростов н/Д, 2010.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2013.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2011.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права
человека. – М., 2011.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2013.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2011.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2014.
Дополнительные источники:
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря
1993 г. – М., 2005.

27

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября
1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.
–1994. –
№ 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января
1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст.
410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V
«Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ
РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2010
№ 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября
2011 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. –
Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в
ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001
№ 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ //
СЗ РФ. – 2012. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. –
Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1
(в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 2013 – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ))
// СЗ РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 3802.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января
2010 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст.
140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая
2012 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22.
– Ст. 2031.
Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
http:// history, standart. edu. ru/
Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма
доступа. http:// www. openclass. ru/ communities/
28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и
тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь
- характеризовать основные социальные
объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию
о социальных объектах, выявляя их общие
черты
и
различия;
устанавливать
соответствия
между
существенными
чертами
и
признаками
изученных
социальных
явлений
и
обществоведческими
терминами
и
понятиями;
- объяснять причинно-следственные и
функциональные
связи
изученных
социальных
объектов
(включая
взаимодействия человека и общества,
важнейших
социальных
институтов,
общества и природной среды, общества и
культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные
теоретические положения и понятия
социально-экономических
и
гуманитарных наук;
- осуществлять поиск
социальной
информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма,
аудиовизуальный
ряд);
извлекать
из
неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
- оценивать
действия
субъектов
социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения
социальных
норм,
экономической
рациональности;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль:
- Самостоятельная работа.
Текущий контроль в форме опроса
- Работа с документами, внеаудиторная
самостоятельная работа, тестирование.

- Самостоятельная работа, выполнение
заданий по темам.

- Внеаудиторная самостоятельная работа,
контроль выполнения индивидуальных
заданий.
- Работа с документами, анализ социальной
информации
- Социологический опрос
- Индивидуальная самостоятельная работа.

- Сбор и анализ социальной информации
- Семинарские занятия

29

- формулировать
на
основе
приобретенных
обществоведческих
знаний
собственные
суждения
и
аргументы по определенным проблемам;
подготавливать
устное
выступление,
творческую работу по социальной
проблематике;
- применять социально-экономические и
гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 успешного выполнения типичных
социальных ролей;
 сознательного
взаимодействия
с
различными
социальными
институтами;
 совершенствования
собственной
познавательной
деятельности;
критического
восприятия
информации,
получаемой
в
межличностном общении и массовой
коммуникации;
 осуществления
самостоятельного
поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
 решения практических жизненных
проблем, возникающих в социальной
деятельности;
 ориентировки
в
актуальных
общественных событиях, определения
личной гражданской позиции;
 предвидения возможных последствий
определенных социальных действий;
 оценки происходящих событий и
поведения людей с точки зрения
морали и права;
 реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
 осуществления
конструктивного
взаимодействия людей с разными
убеждениями,
культурными
ценностями
и
социальным
положением.
Знать \ понимать
- биосоциальную сущность человека,
основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в
системе общественных отношений;

- Подготовка выступлений по определѐнным
проблемам.

- Самостоятельная работа.
- Доклады, рефераты, презентации

30

- тенденции развития общества в целом
как сложной динамичной системы, а
также
важнейших
социальных
институтов;
- необходимость
регулирования
общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового
регулирования;
- особенности социально-гуманитарного
познания;

-Внеаудиторная
самостоятельная работа,
дискуссия, выполнение творческих заданий
-Индивидуальная самостоятельная работа,
выполнение заданий по темам, рефераты
-Индивидуальная самостоятельная работа,
внеаудиторная самостоятельная работа,
анализ документов
-внеаудиторная самостоятельная работа

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».