Настоящая профессиональная образовательная программа по специальности
среднего профессионального образования (далее – ПОП СПО) разработана на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура,
утвержденного Приказом Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. N 968.
ПОП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический
колледж имени М.М.Меджидова»
Содержание
Раздел 1. Общие положения ............................................................................................................................... 3
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ................................................................ 4
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ............................................... 5
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы .......................................... 6
4.1. Общие компетенции ....................................................................................................................................... 6
4.2. Профессиональные компетенции ................................................................................................................ 10
Раздел 5. Примерная структура образовательной программы ................................................................. 24
5.1. Примерный учебный план ........................................................................................................................ 24
5.2. Примерный календарный учебный график .......................................................................................... 25
5.3. Примерная рабочая программа воспитания ......................................................................................... 26
5.4. Примерный календарный план воспитательной работы ................................................................... 26
Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы .............................................. 26
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы ........................ 26
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ................................ 34
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся ............................................................................. 35
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ............................................................................... 36
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ......................................... 36
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ..................................... 37
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой
аттестации ........................................................................................................................................................... 37
Раздел 8. Разработчики примерной образовательной программы........................................................... 38
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая ПОП СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая
культура, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. N 968
(далее – ФГОС СПО).
ПОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.
ПОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Основная профессиональная образовательная программа (далее – образовательная
программа), реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается
образовательной организацией на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом
получаемой специальности и настоящей ПОП СПО.
1.2. Нормативные основания для разработки ПОП:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153
«Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра
примерных основных образовательных программ среднего профессионального
образования»;
Приказ Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. N 968
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура», с
изм. От 03.07.2024г.;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022
№ 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением
о практической подготовке обучающихся»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 апреля 2022 г.
N 237н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по инструкторской
и методической работе в области физической культуры и спорта»;
3
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 28.03.2019 № 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Спортивный
судья».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 24.12.2020 № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренерпреподаватель»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.
N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель);
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля
2020 г. N 59н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе
с молодежью»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2020 г.
№ 950н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по продвижению
фитнес-услуг».
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПОП:
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ПОП – профессиональная образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: педагог
по физической культуре и спорту.
Направленность ОП (по выбору):
- преподавание по дополнительным общеразвивающим программам в области
физической культуры и спорта;
Выпускник образовательной программы по квалификации «Педагог по
физической культуре и спорту» осваивает общие виды деятельности: организация и
4
проведение физкультурно-спортивной работы; методическое обеспечение организации
физкультурной и спортивной деятельности.
Направленность образовательной программы конкретизирует содержание
образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности
Наименование направленности
Вид
деятельности
(по
выбору)
в
соответствии с направленностью
Преподавание
по
дополнительным Преподавание
по
дополнительным
общеразвивающим программам в области общеразвивающим программам в области
физической культуры и спорта
физической культуры и спорта
Получение
образования
по
специальности
допускается
только
в профессиональной образовательной организации или образовательной организации
высшего образования.
Формы обучения: очная, очно-заочная и заочная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования по квалификации: 4464 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования по квалификации: 2 года 10 месяцев.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования: 5940 академических часов, со сроком обучения
3 года 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 01 Образование
и наука, 05 Физическая культура и спорт, 03 Социальное обслуживание.
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям
и
присваиваемой квалификации:
Наименование видов деятельности
Наименование профессиональных модулей
1
2
Виды деятельности
Организация и проведение физкультурноспортивной работы
Методическое обеспечение организации
физкультурной
и
спортивной
деятельности
Вид
деятельности
по
выбору,
в
соответствии
с
направленностью
преподавание
по
дополнительным
общеразвивающим программам в области
физической культуры и спорта
ПМ.01
Организация
и
проведение
физкультурно-спортивной работы
ПМ.02
Методическое
обеспечение
организации физкультурной и спортивной
деятельности
ПМн.03 Преподавание по дополнительным
общеразвивающим программам в области
физической культуры и спорта
5
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Код
компетенции
4.1. Общие компетенции
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
Знания, умения
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных
сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
6
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях.
выделять наиболее значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов
поиска;
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач;
использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач.
Знания:
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат
оформления
результатов
поиска
информации, современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение
в профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную терминологию;
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и самообразования;
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования;
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального развития
7
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
ОК 07
и самообразования;
основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов;
порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
Умения:
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения
устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности;
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
специальности;
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения
Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности осуществлять работу с соблюдением
принципов бережливого производства;
организовывать профессиональную деятельность с
учетом знаний об изменении климатических
8
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08
Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
условий региона.
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства;
основные направления изменения климатических
условий региона.
Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей;
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными
для
данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности;
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний
на
известные
темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности;
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания:
правила
построения
простых
и
сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
9
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Основные
виды
деятельности
Организация и
проведение
физкультурноспортивной
работы
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Планировать и
анализировать
физкультурноспортивную работу.
ПК 1.2. Организовывать
и проводить
мероприятия в сфере
молодежной политики,
включая досуг и отдых
детей, подростков и
Показатели освоения компетенции
Навыки:
разработки общего плана физкультурноспортивной работы
анализа и оценки физкультурноспортивной работы
Умения:
определять цель, задачи и содержание
физкультурно-спортивной работы
разрабатывать документы планирования
физкультурно-спортивной работы
оценивать результативность
физкультурно-спортивной работы
Знания:
нормативные документы,
регламентирующие организацию
физкультурно-спортивной работы в РФ
цели и задачи физкультурно-спортивной
работы
направления, содержание, формы
организации физкультурно-спортивной
работы
требования к планированию и технологию
планирования физкультурно-спортивной
работы
показатели результативности
физкультурно-спортивной работы
Навыки:
разработки планов и программы по
формированию ЗОЖ, организации
мероприятий, направленных на
гражданское и патриотическое воспитание
молодежи, воспитание толерантности в
10
молодежи, в том числе в
специализированных
(профильных) лагерях.
молодежной среде, формирование
правовых, культурных и нравственных
ценностей среди молодежи
разработки плана и программы
организации досуга и отдыха детей,
подростков и молодежи;
проведения физкультурных мероприятий,
направленных на формирование правовых,
культурных, нравственных ценностей,
решение задач гражданского и
патриотического воспитания молодежи
Умения:
разрабатывать планы и программы по
формированию ЗОЖ, организации
мероприятий, направленных на
гражданское и патриотическое воспитание
молодежи, воспитание толерантности в
молодежной среде, формирование
правовых, культурных и нравственных
ценностей среди молодежи
разрабатывать планы и программы
организации досуга и отдыха детей,
подростков и молодежи
использовать средства физической
культуры для формирования правовых,
культурных, нравственных ценностей,
решения задач гражданского и
патриотического воспитания молодежи
Знания:
значение физической культуры в
формировании ЗОЖ, в гражданском и
патриотическом воспитании молодежи,
воспитании толерантности в молодежной
среде, формировании правовых,
культурных и нравственных ценностей
среди молодежи
способы формирования правовых,
культурных и нравственных ценностей
среди молодежи средствами физической
культуры
средства физической культуры для
формирования правовых, культурных,
нравственных ценностей, решения задач
гражданского и патриотического
воспитания молодежи
11
ПК 1.3. Организовывать
и проводить
физкультурнооздоровительные и
спортивно-массовые
мероприятия.
основные подходы, направления и
технологии работы по организации досуга
и отдыха детей, подростков и молодежи
Навыки:
анализа программ проведения
физкультурно-оздоровительных или
спортивно-массовых мероприятий
планирования проведения физкультурнооздоровительного или спортивномассового мероприятия
наблюдения, анализа и самоанализа
физкультурно-оздоровительного и
спортивно-массового мероприятия,
разработки предложений по их
совершенствованию
проведения физкультурнооздоровительного и спортивно-массового
мероприятия
проведения инструктажа по технике
безопасности в процессе организации и
проведения физкультурнооздоровительного и (или) спортивномассового мероприятия
определения соответствия оборудования и
инвентаря нормам техники безопасности
Умения:
использовать различные методы и формы
организации физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий, строить их с учетом
возрастных особенностей и уровня
физической подготовленности участников
разрабатывать программу проведения и
план ресурсного обеспечения
физкультурно-оздоровительного и
спортивно-массового мероприятия с
учетом целей и задач
оценивать соответствие мест проведения,
оборудования и инвентаря нормам техники
безопасности
организовывать и проводить
торжественный церемониал физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий
проводить и анализировать физкультурно12
ПК 1.4. Организовывать
деятельность волонтеров
в области физической
культуры и спорта
ПК 1.5. Организовывать
спортивно-массовые
соревнования и
оздоровительные и спортивно-массовые
мероприятия
Знания:
формы и виды физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий
технология организации и методика
проведения физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий
технологию разработки программы и
плана ресурсного обеспечения
физкультурно-оздоровительного и
спортивно-массового мероприятия
методика проведения спортивнооздоровительных соревнований в рамках
физкультурно-спортивных мероприятий
техника безопасности, способы и приёмы
предупреждения травматизма при
проведении физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий
подходы к анализу физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий
виды физкультурно-спортивных
сооружений, оборудования и инвентаря,
особенности их эксплуатации
техника безопасности и требования к
физкультурно-спортивным сооружениям,
оборудованию и инвентарю
Навыки:
организации деятельности волонтеров в
области физической культуры и спорта
Умения:
определять содержания и направления
работы волонтеров в области физической
культуры и спорта
Знания:
основы волонтёрской деятельности в
области физической культуры и спорта и
методику подготовки волонтёров
Навыки:
участия в проведении спортивного
соревнования или мероприятий по
13
мероприятия по
тестированию населения
по нормам
Всероссийского
физкультурноспортивного комплекса.
выполнению населением нормативов
испытаний (тестов)
наблюдения и анализа спортивного
соревнования или мероприятия по
выполнению населением различных
возрастных групп нормативов испытаний
(тестов)
разработки и проведения занятия для
подготовки населения к выполнению
нормативов ВФСК ГТО в соответствии с
установленной ступенью
Умения:
планировать работу судейской коллегии
пользоваться контрольно –
измерительными приборами
оформлять документы при подготовке,
организации и проведении спортивных
соревнований, мероприятий по
выполнению населением норм
всероссийского физкультурноспортивного комплекса
определять содержание и проводить
занятий для подготовки населения к
выполнению нормативов ВФСК ГТО в
соответствии с установленной ступенью
Знания:
основные положения всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»
порядок организации и регламент
проведения мероприятия по выполнению
населением нормативов испытаний
(тестов)
состав главной судейской коллегии по
виду спорта, мероприятия и функции
спортивных судей
правила видов спорта, в соответствии с
которыми проводятся спортивные
соревнования по выполнению населением
различных возрастных групп нормативов
испытаний (тестов)
содержание и методику проведения
занятий для подготовки населения к
выполнению нормативов ВФСК ГТО в
соответствии с установленной ступенью
14
ПК 1.6. Проводить
работу по
предотвращению
применения допинга
Методическое
обеспечение
организации
физкультурной
и спортивной
деятельности
ПК 2.1. Разрабатывать
методическое
обеспечение для
организации и
проведения занятий по
физической культуре и
спорту, физкультурноспортивной работы.
Навыки:
проведения образовательных и
пропагандиских мероприятий,
направленных на предотвращение допинга
и борьбу с ним
Умения:
находить и использовать информацию по
антидопинговому обеспечению в
профессиональной деятельности
проводить образовательные и
пропагандиские мероприятия,
направленные на предотвращение допинга
и борьбу с ним
Знания:
понятие «допинг», историю допинга,
запрещенные субстанции и методы,
способы противодействия допингу в
спорте
правовое регулирование борьбы с
допингом
медицинские аспекты, социальные и
психологические последствия применения
допинга
методику профилактики допинга и
зависимого поведения
Навыки:
изучения и анализа программ,
реализуемых в области физической
культуры и спорта (с учетом специфики
вида профессиональной деятельности) и
методических материалов,
обеспечивающих их реализацию
планирования занятий по программам,
реализуемым в области физической
культуры и спорта с учётом их специфики,
решаемых задач, применяемых
педагогических технологий
разработки методических и дидактических
материалов, обеспечивающих реализацию
программ в области физической культуры
и спорта, программ физкультурноспортивной работы
Умения:
анализировать нормативные документы, в
области физической культуры и спорта
15
ПК 2.2.
Систематизировать
педагогический опыт в
области физической
культуры и спорта на
основе изучения
профессиональной
литературы, самоанализа
и анализа деятельности
специалистов в области
физической культуры и
спорта
анализировать программы, реализуемые в
области физической культуры и спорта (с
учетом специфики вида профессиональной
деятельности)
существлять разработку методических и
дидактических материалов,
обеспечивающих реализацию программ в
области физической культуры и спорта
осуществлять разработку занятий по
программам в области физической
культуры и спорта с учётом их специфики
и решаемых задач, применяемых
педагогических технологий
Знания:
нормативные и методические документы,
в области физической культуры и спорта
разновидности программ в области
физической культуры и спорта (с учетом
специфики вида профессиональной
деятельности)
технологию разработки методических
материалов, обеспечивающих реализацию
программ в области физической культуры
и спорта
педагогические технологии и современные
методики подготовки обучающихся по
программам в области физической
культуры и спорта
Навыки:
изучения и обобщения передового опыта в
области физической культуры и спорта
поиска и отбора и изучения учебной и
учебно-методической литературы в
области физической культуры и спорта,
необходимой для решения
профессиональных задач
Умения:
изучать и систематизировать базовые
знания и передовой опыт в области
физической культуры и спорта
Знания:
достижения отечественной науки в
области физической культуры и спорта
передовой практический опыт в области
физической культуры и спорта
16
ПК 2.3. Оформлять
результаты
методической и
исследовательской
деятельности в виде
выступлений, докладов,
отчетов.
ПК 2.4. Осуществлять
исследовательскую и
проектную деятельность
в области физической
культуры и спорта
разновидности профессиональной
литературы её специфика и назначение
источники и способы распространения
передового опыта в области
профессиональной деятельности
Навыки:
подготовки, оформления и презентации
результатов методической и
исследовательской деятельности в виде
выступлений, докладов, отчётов,
методических разработок и др.
оформления портфолио
профессиональных достижений
Умения:
готовить, оформлять, представлять и
защищать результаты методической,
исследовательской и проектной
деятельности
представлять результаты собственной
профессиональной деятельности
Знания:
требования к оформлению результатов
методической и исследовательской
деятельности
процедуры выступления и защиты
результатов методической и
исследовательской работы
Навыки:
планирования, выполнения и
представления исследовательской и/или
проектной работы в области физической
культуры и спорта
Умения:
определять тему, цель и задачи,
планировать исследовательскую и
проектную деятельность
осуществлять взаимодействие с
руководителем, а также с другими
участниками совместной проектной и
исследовательской деятельности
Знания:
основы организации исследовательской и
проектной деятельности в области
физической культуры и спорта
основы планирования и методику
17
Преподавание
по
дополнительны
м
общеразвивающ
им программам
в области
физической
культуры и
спорта (по
выбору)
ПК 3.1. Определять цели
и задачи, планировать
учебные занятия по
дополнительным
общеразвивающим
программам в области
физической культуры и
спорта.
ПК 3.2. Проводить
выполнения педагогического исследования
и проектирования в области физической
культуры и спорта
Навыки:
определения педагогических целей и
задач, планирования учебных занятий по
дополнительным общеразвивающим
программам в области физической
культуры и спорта
Умения:
определять педагогические цели и задачи,
планировать учебные занятия с
использованием различных методов,
приемов и форм организации деятельности
обучающихся
находить, анализировать возможности
использования и использовать источники
необходимые для планирования учебных
занятий (включая методическую
литературу, электронные образовательные
ресурсы)
планировать образовательный процесс,
занятия и (или) циклы занятий с учетом
задач и особенностей образовательной
программы
образовательных запросов обучающихся
(детей и их родителей (законных
представителей), возможностей и условий
их удовлетворения в процессе освоения
образовательной программы
фактического уровня подготовленности,
состояния здоровья, возрастных и
индивидуальных особенностей
обучающихся (в том числе одаренных
детей)
особенностей группы обучающихся
санитарно-гигиенических норм и
требований охраны жизни и здоровья
обучающихся
Знания:
технологию планирования учебных
занятий по дополнительным
общеразвивающим программам в области
физической культуры и спорта
Навыки:
18
учебные занятия по
дополнительным
общеразвивающим
программам в области
физической культуры и
спорта.
проведения учебных занятий по
дополнительным общеразвивающим
программам в области физической
Умения:
понимать мотивы поведения
обучающихся, их образовательные
потребности и запросы (детей и их
родителей (законных представителей)
контролировать выполнение на занятиях
требований охраны труда, анализировать и
устранять возможные риски для жизни и
здоровья обучающихся в ходе обучения,
применять приемы страховки и
самостраховки при выполнении
физических упражнений
использовать на занятиях педагогически
обоснованные формы, методы, средства и
приемы обучения (в том числе
информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ), электронные
образовательные и информационные
ресурсы) с учетом:
- задач дополнительной
общеразвивающие программам в области
физической культуры и спорта;
-состояния здоровья, возрастных и
индивидуальных особенностей
обучающихся (в том числе одаренных
детей);
-осуществлять электронное обучение,
использовать дистанционные
образовательные технологии (если это
целесообразно);
- готовить обучающихся к участию в,
соревнованиях
Знания:
требования нормативных документов,
определяющие особенности организации
образовательной деятельности при
реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области
физической культуры и спорта
содержание и методику реализации
дополнительных общеразвивающих
программ, в том числе современные
19
ПК 3.3. Осуществлять
контроль и учёт,
оценивать и
анализировать процесс и
результаты деятельности
обучающихся на
учебных занятиях.
методы, формы, способы и приемы
обучения и воспитания
формы и типы учебных занятий по
дополнительным общеразвивающим
программам в области физической
культуры и спорта
характеристики различных методов, форм,
приемов и средств обучения при освоении
дополнительных общеразвивающих
программ в области физической культуры
и спорта
техники и приемы вовлечения в
деятельность, мотивации к освоению
дополнительных общеразвивающих
программ в области физической культуры
и спорта
основные технические средства обучения,
включая ИКТ, возможности их
использования на занятиях и условия
выбора в соответствии с целями и
направленностью дополнительной
общеразвивающей программой в области
физической культуры и спорта
особенности работы с обучающимися,
одаренными в области физической
культуры и спорта и обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
требования обеспечения безопасности
жизни и здоровья обучающихся
Навыки:
педагогического наблюдения за
обучающимися, анализа и интерпретации
результатов педагогического наблюдения,
с учетом задач, особенностей программы и
обучающихся
контроля и оценки освоения
дополнительных общеразвивающих
программ, анализа и интерпретации
результатов педагогического контроля и
оценки
текущего контроля, помощи обучающимся
в коррекции деятельности и поведения на
занятиях
разработки рекомендаций по
корректировке процесса освоения
20
образовательной программы, собственной
педагогической деятельности по
результатам педагогического контроля и
оценки освоения дополнительной
общеразвивающей программы в области
физической культуры и спорта
Умения:
контролировать выполнение на занятиях
требований охраны труда, анализировать и
устранять возможные риски для жизни и
здоровья обучающихся в ходе обучения,
применять приемы страховки и
самостраховки при выполнении
физических упражнений
устанавливать соответствие средства,
методы и приемы физического воспитания
поставленным целям и задачам
создавать педагогические условия для
формирования и развития
самостоятельного контроля и оценки
обучающимися процесса и результатов
освоения образовательной программы
определять формы, методы и средства
оценивания процесса и результатов
деятельности обучающихся при освоении
дополнительных общеразвивающих
программ
наблюдать за обучающимися, объективно
оценивать процесс и результаты освоения
дополнительных общеразвивающих
программ, в том числе в рамках
установленных форм аттестации
пользоваться контрольно-измерительными
приборами
анализировать и интерпретировать
результаты педагогического наблюдения,
контроля и диагностики с учетом задач,
особенностей программы и обучающихся;
использовать различные средства
(способы) фиксации динамики
подготовленности и мотивации
обучающихся в процессе освоения
дополнительной общеразвивающей
программы в области физической
культуры и спорта
21
корректировать процесс освоения
образовательной программы, собственную
педагогическую деятельность по
результатам педагогического контроля и
оценки освоения общеразвивающей
программы в области физической
культуры и спорта
Знания:
подходы к анализу учебных занятий по
дополнительным общеразвивающим
программам в области физической
культуры и спорта
требования к контролю и учёту при
реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области
физической культуры и спорта
характеристики и возможности
применения различных форм, методов и
средств контроля и оценивания освоения
дополнительных общеразвивающих
программ в области физической культуры
и спорта
средства (способы) определения динамики
подготовленности и мотивации
обучающихся в процессе освоения
дополнительной общеразвивающих
программы в области физической
культуры и спорта
особенности оценивания процесса и
результатов деятельности обучающихся
при освоении дополнительных
общеразвивающих программ в области
физической культуры и спорта
особенности и организация
педагогического наблюдения, других
методов педагогической диагностики,
принципы и приемы интерпретации
полученных результатов
понятия и виды качественных и
количественных оценок, возможности и
ограничения их использования для
оценивания процесса и результатов
деятельности обучающихся при освоении
дополнительных общеразвивающих
программ в области физической культуры
22
и спорта
методы подбора из существующих и (или)
создания оценочных средств,
позволяющих оценить индивидуальные
образовательные достижения
обучающихся при освоении
дополнительных общеразвивающих
программ в области физической культуры
и спорта
ПК 3.4. Вести
Навыки:
первичную учётноведения документации, обеспечивающей
отчётную документацию, реализацию дополнительных
обеспечивающую
общеразвивающих программ в области
учебные занятия.
физической культуры и спорта
Умения:
составлять текущую и периодическую
отчетность на бумажных и электронных
носителях по утвержденным формам
вести учебную, плановую документацию,
документацию учебного помещения (при
наличии) на бумажных и электронных
носителях
Знания:
учётно - отчётную документацию и
требования к её ведению
ПК 3.5. Осуществлять
Навыки:
набор и комплектование - осуществления набора на обучение по
групп на обучение по
дополнительным общеразвивающим
дополнительным
программам: проведения мероприятий по
общеразвивающим
привлечению обучающихся
программам.
Умения:
осуществлять набор и комплектовать
группы обучающихся с учетом
индивидуальных и возрастных
характеристик обучающихся
Знания:
требования к набору и комплектованию
групп обучающихся по дополнительным
общеразвивающим программам
23
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
24
5.2. Примерный календарный учебный график
25
5.3. Примерная рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых качеств
специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями (корпоративной
культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия
для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские
и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения
и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
- социально-гуманитарных дисциплин;
- иностранного языка;
- безопасности жизнедеятельности;
- математики;
- информатики
- педагогики и психологии;
- анатомии и физиологии и гигиены;
- теории и истории физической культуры и спорта;
- теории и методики организации физкультурно-спортивной работы;
26
- методического обеспечения физкультурной и спортивной деятельности;
- с учетом направленности образовательной программы:
кабинет «Методики преподавания по дополнительным общеразвивающим
программам в области физической культуры и спорта»/
кабинет «Методики преподавания физической культуры по основным
общеобразовательным программам»,
кабинет «Методики проведения физкультурно-оздоровительных занятий, занятий по
фитнес-программам, по виду спорта с населением различных возрастных групп»
Лаборатории:
- физической и функциональной диагностики.
Спортивный комплекс
(универсальный) спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарём и
оборудованием, обеспечивающим достижение результатов освоения образовательной
программы;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие достижение
результатов освоения образовательной программы;
плавательный бассейн, оснащенный спортивным инвентарём и оборудованием,
обеспечивающим достижение результатов освоения образовательной программы;
Залы:
– библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
– актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий и баз практики по
специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 49.02.01
Физическая культура, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной,
практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных
траекторий. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материальнотехнического обеспечения включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин».
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочие места обучающихся
2
Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
2
Лицензионное программное обеспечение,
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Техническое описание
имеется
имеется
27
Основное оборудование
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
2
Учебные пособия
3
Дидактический и демонстрационный материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
1
2
1
2
3
1
2
3
4
имеется
имеется
имеется
Кабинет «Иностранного языка».
№ Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
имеется
Рабочие места обучающихся
имеется
Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
имеется
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
имеется
Лицензионное программное обеспечение,
имеется
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
имеется
Учебно-методический комплекс по дисциплине
имеется
Учебные пособия
имеется
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Словари, журналы на иностранных языках
Дополнительное оборудование
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности».
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
имеется
1
Рабочие места обучающихся
имеется
2
Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
имеется
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
имеется
2
Лицензионное программное обеспечение,
имеется
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
имеется
4
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
имеется
5
Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
имеется
6
Гопкалитовый патрон ДП-5В
имеется
7
Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным
патроном
имеется
8
Респиратор Р-2
28
Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9,
10, 11)
10 Ватно-марлевая повязка
11 Противопыльная тканевая маска
12 Медицинская сумка в комплекте
13 Носилки санитарные
14 Аптечка индивидуальная (АИ-2)
15 Бинты марлевые
16 Бинты эластичные
17 Жгуты кровоостанавливающие резиновые
18 Индивидуальные перевязочные пакеты
19 Косынки перевязочные
20 Ножницы для перевязочного материала прямые
21 Шприц-тюбики
одноразового
пользования
(без
наполнителя)
22 Шинный материал (металлические, дитерихса)
23 Огнетушители порошковые (учебные)
24 Огнетушители пенные (учебные)
25 Огнетушители углекислотные (учебные)
26 Устройство отработки прицеливания
27 Учебные автоматы АК-74
28 Винтовки пневматические
29 Робот-тренажер
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
2
Учебные пособия
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
4
Комплект плакатов по Гражданской обороне
5
Комплект плакатов по Основам военной службы
6
Комплекты раздаточных материалов и оборудования к
разделам (тесты, схемы, памятки)
Дополнительное оборудование
Кабинет «Математики».
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1 Рабочие места обучающихся
2 Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
2
Лицензионное программное обеспечение,
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
9
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
Техническое описание
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
29
Основное оборудование
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
2
Учебные пособия
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
Кабинет «Информатики».
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1 Рабочие места обучающихся
2 Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
2
Лицензионное программное обеспечение,
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
4
Персональные
компьютеры
с
лицензионным
программным обеспечением по количеству рабочих мест
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
2
Учебные пособия
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
Кабинет «Педагогики и психологии».
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1 Рабочие места обучающихся
2 Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
2
Лицензионное программное обеспечение,
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
2
Учебные пособия
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
имеется
имеется
имеется
Техническое описание
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
Техническое описание
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
30
Кабинет «Анатомии, физиологии и гигиены».
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1 Рабочие места обучающихся
2 Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
1 Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
2 Лицензионное программное обеспечение,
3 Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1 Учебно-методический комплекс по дисциплине
2 Учебные пособия
3 Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
Техническое описание
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
Кабинет «Теории и истории физической культуры и спорта».
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
имеется
1 Рабочие места обучающихся
имеется
2 Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
имеется
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
имеется
2
Лицензионное программное обеспечение,
имеется
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
имеется
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
имеется
2
Учебные пособия
имеется
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
Кабинет «Теории и методики организации физкультурно-спортивной работы».
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
имеется
1 Рабочие места обучающихся
имеется
2 Рабочее место преподавателя
31
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
2
Лицензионное программное обеспечение,
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
2
Учебные пособия
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
Кабинет «Методического обеспечения физкультурной и спортивной деятельности»».
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
имеется
1 Рабочие места обучающихся
имеется
2 Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
имеется
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
имеется
2
Лицензионное программное обеспечение,
имеется
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
имеется
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
имеется
2
Учебные пособия
имеется
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
Кабинет «Методики преподавания по дополнительным общеразвивающим
программам в области физической культуры и спорта»/ кабинет «Методики преподавания
физической культуры по основным общеобразовательным программам»/ кабинет «Методики
проведения физкультурно-оздоровительных занятий, занятий по фитнес-программам, по
виду спорта с населением различных возрастных групп»
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочие места обучающихся
2
Рабочее место преподавателя
Дополнительное оборудование
Техническое описание
имеется
имеется
32
II Технические средства
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
2
Лицензионное программное обеспечение,
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
Интернет
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Учебно-методический комплекс по дисциплине
2
Учебные пособия
3
Дидактический
и
демонстрационный
материал,
необходимый для организации качественного обучения
Дополнительное оборудование
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
имеется
6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и
воспитательной работы.
Кабинет «Самостоятельной и воспитательной работы»
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Основное оборудование
1
Рабочие места обучающихся
имеется
2
Рабочее место преподавателя
имеется
II Технические средства (при необходимости)
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
имеется
2
Лицензионное программное обеспечение
имеется
3
Компьютеры с выходом в локальную и глобальную сеть
имеется
Интернет, доступом в электронную информационнообразовательную среду образовательной организации
Дополнительное оборудование
6.1.2.3. Оснащение лабораторий
Лаборатория «Физической и функциональной диагностики»
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения (при необходимости)
Основное оборудование
1
Рабочие места обучающихся
имеется
2
Рабочее место преподавателя
имеется
Дополнительное оборудование
II Технические средства (при необходимости)
Основное оборудование
1
Демонстрационное и/или интерактивное оборудование
имеется
2
Лицензионное программное обеспечение
имеется
3
Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть
имеется
Интернет
6.1.2.4. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в кабинетах, лабораториях профессиональной
образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных
33
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием
программ профессиональных модулей, отвечающего потребностям отрасли и требованиям
работодателей.
Производственная практика реализуется в организациях профиля, обеспечивающих
деятельность обучающихся в профессиональной области 01 Образование и наука, 05
Физическая культура и спорт, 03 Социальное обслуживание.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной
деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными
компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с
использованием современных технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю)
из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах
дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа
лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа
не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе
в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам,
состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит
обновлению (при необходимости).
Образовательная
программа
должна
обеспечиваться
учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.2.3.
Перечень
необходимого
комплекта
лицензионного
и
свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование лицензионного и
свободно распространяемого
программного обеспечения, в том
числе отечественного производства
Операционная система
Код и наименование
учебной дисциплины
(модуля)
все учебные дисциплины и
профессиональные модули
Антивирусное
программное все учебные дисциплины и
обеспечение
профессиональные модули
Программы-архиваторы
все учебные дисциплины и
профессиональные модули
Программные
средства все учебные дисциплины и
телекоммуникационных технологий, профессиональные модули
включающие
браузер,
почтовую
программу (email-клиент)
Пакет
офисных
программ, все учебные дисциплины и
Кол-во
на
каждое
рабочее место
на
каждое
рабочее место
на
каждое
рабочее место
на
каждое
рабочее место
на
каждое
1
Указывается при наличии и необходимости применения программного обеспечения в соответствии с
квалификацией выпускника СПО
34
6.
7.
8.
9.
10.
включающий текстовый редактор, профессиональные модули
табличный процессор, программу
создания презентаций
Аудиоплеер
все учебные дисциплины и
профессиональные модули
Видеоплеер
все учебные дисциплины и
профессиональные модули
Графический редактор
ОП.03 Информатика и
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
Аудиоредактор
ОП.03 Информатика и
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
Видеоредактор
ОП.03 Информатика и
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
рабочее место
на
каждое
рабочее место
на
каждое
рабочее место
рабочее место
преподавателя,
рабочие места
студентов
рабочее место
преподавателя,
рабочие места
студентов
рабочее место
преподавателя,
рабочие места
студентов
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего
профессионального образования направлена на совершенствование модели практикоориентированного
обучения,
усиление
роли
работодателей
при
подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена путем расширения
компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование
условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также
обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций,
соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям
специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой специальности.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной
деятельности;
предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач,
связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
35
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые
предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой
для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть
организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули,
все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных
лабораториях, учебных базах практики и иных структурных подразделениях
образовательной организации, а также
в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций
на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между
образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность
по профилю соответствующей образовательной программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана
воспитательной работы (приложение 3).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы
родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе
из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 01 Образование и наука, 05
Физическая культура и спорт, 03 Социальное обслуживание, и имеющими стаж работы в
данной профессиональной области не менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 01
36
Образование и наука, 05 Физическая культура и спорт, 03 Социальное обслуживание, не
реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 01 Образование и наука, 05
Физическая культура и спорт, 03 Социальное обслуживание, в общем числе педагогических
работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной
программы, должна быть не менее 25 процентов.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям)
и укрупненным группам профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения
России ежегодно.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования
по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел
7.
Формирование
оценочных
государственной итоговой аттестации
материалов
для
проведения
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса
обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена,
сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы образовательная
организация определяет самостоятельно с учетом ПОП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена: педагог по физической культуре и спорту.
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы.
7.4. Примерные оценочные материалы для проведения ГИА включают типовые
задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных работ, описание
процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Примерные оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4.
37
Раздел 8. Разработчики примерной образовательной программы
Группа разработчиков
ФИО
Бигишиева А.М.
Меджидова В.Г.
Организация, должность
ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени
М.М.Меджидова», заведующая ИМЦ
ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени
М.М.Меджидова», председатель ПЦК дисциплин физической
культуры
ФИО
Магомедов А.А.
Гамидова М.Д.
Руководители группы:
Организация, должность
ГБПОУ РД «Профессиональнопедагогический колледж имени
М.М.Меджидова», заместитель директора по
учебно-методической работе
ГБПОУ РД «Профессиональнопедагогический колледж имени
М.М.Меджидова», заместитель директора по
воспитательной работе
38
39