53.02.01 Музыкальное образование

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «13 августа 2014 г. №993
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.01
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность
обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 53.02.01 Музыкальное образование для профессиональной
образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную
аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.01 Музыкальное образование имеет
образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных
организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными
организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно спортивные и иные организации, обладающие
ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной
деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена. При реализации программы подготовки специалистов среднего
звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и фгосспо-обдистанционные образовательные технологии. При обучении
лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать
возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 53.02.01 Музыкальное образование базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемые
квалификации приводятся в Таблице 1
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ

Наименование квалификации
базовой подготовки

среднее общее образование

Учитель музыки, музыкальный
руководитель

основное общее образование

Срок получения СПО по ППССЗ
базовой подготовки в очной
форме обучения1
2 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев2

Независимо от применяемых образовательных технологий. 2 Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена
на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах
ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по специальности 53.02.01 Музыкальное образование углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые
квалификации приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ

Наименование квалификации
углубленной подготовки

Срок получения СПО по ППССЗ
углубленной подготовки в
очной форме обучения3

среднее общее образование

Учитель музыки, музыкальный
руководитель

3 года 10 месяцев

основное общее образование

4 года 10 месяцев4

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углублённой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: музыкальное образование детей в организациях дошкольного и общего образования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
музыкального образования детей;
____________________________________________________
3 Независимо от применяемых образовательных технологий. Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена
на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах
ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (образовательными
организациями, организациями культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам музыкального образования детей; документационное
обеспечение процесса музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
4.3. Учитель музыки, музыкальный руководитель (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях.
4.3.2. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях.
4.3.3. Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность.
4.3.4. Методическое обеспечение процесса музыкального образования.

4.4. Учитель музыки, музыкальный руководитель (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организация музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях.
4.4.2. Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных организациях.
4.4.3. Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность.
4.4.4. Методическое обеспечение процесса музыкального образования.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Учитель музыки, музыкальный руководитель (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
OK 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

5.2. Учитель музыки, музыкальный руководитель (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
видам деятельности:
5.2.1. Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях.
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников.
5.2.2. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях.
ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательной организации.
ПК 2.4. Выявлять музыкально одаренных детей и оказывать им педагогическую поддержку.
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 2.6. Анализировать уроки музыки и внеурочные музыкальные мероприятия.
ПК 2.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования в общеобразовательной организации.
5.2.3. Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность.
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.

ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.
5.2.4. Методическое обеспечение процесса музыкального образования.
ПК 4.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательной организации, особенностей
возраста, группы/класса, отдельных детей.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части,
получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с
запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные
модули вариативной части определяются образовательной организацией. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий

естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько
междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по
профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать
изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура»; Обязательная часть
профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при
этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,

Всего
максимальной

В том числе
часов

Индекс и
наименование

Коды
формируемых

требования к знаниям, умениям, практическому опыту

учебной
нагрузки
обучающегося

обязательных
учебных
занятий

дисциплин,
междисциплинарн
ых курсов (МДК)

компетенций

(час./нед.)
Обязательная часть учебных циклов ППСЗ
ОГСЭ.ОО

Общий гум анитарны й и социально- экономический
учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла
обучающийся должен:

3510

2340
702

468

48

ОГСЭ.01. Основы
философии

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1-11 ПК 1.4,
2.6. 4.3

уметь: ориентироваться в наиболее общих философских
проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла
жизни как основах формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
знать: основные категории и понятия философии; роль
философии в жизни человека и общества; основы
философского учения о бытии; сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды; о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий;
уметь: ориентироваться в современной экономической,
политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных,
мировых социально- экономических, политических и
культурных проблем;
знать: основные направления развития ключевых регионов

ОК1-11 ПК 1.11.3,2.1- 2.3,
2.5,4.2,4.3

мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины
локальных, региональных, межгосударственных конфликтов
в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы
(интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих
государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и
других организаций и основные направления их
деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении
и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и
иных нормативных правовых актов мирового и
регионального значения;
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке
на профессиональные и повседневные темы; переводить (со
словарем) иностранные тексты профессиональной
направленности; самостоятельно совершенствовать устную и
письменную речь, пополнять словарный запас; знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и
грамматический минимум, необходимый для чтения и
перевода (со словарем) иностранных текстов
профессиональной направленности;

ЕН.00

186

ОГСЭ.ОЗ.
Иностранный язык
ОК 1-11
ПК 1.1,1.2, 2.12.3, 3.1,4.2, 4.3

уметь: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; знать: о роли
физической культуры в общекультурном, профессиональном
и социальном развитии человека; основы здорового образа
жизни

372

186

Математический и общий естественнонаучный учебный
цикл

114

76

ОГСЭ.04.
Физическая
культура

ОК1-11

ЕН.01.
Информатика и
информационно
коммуникационны
е технологии в
профессиональной
деятельности

В результате изучения обязательной части учебного цикла
обучающийся должен:
уметь: соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при использовании средств
информационно-коммуникационные технологии (далее-ИКТ)
в профессиональной деятельности; создавать, редактировать,
оформлять, сохранять, передавать информационные объекты
различного типа с помощью современных информационных
технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать в процессе музыкального образования
обучающие компьютерные программы и игры; использовать
сервисы и информационные ресурсы информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть
Интернет) в музыкально-педагогической деятельности;
знать: правила техники безопасности и гигиенические
требования при использовании средств ИКТ в
образовательном процессе; основные технологии создания,
редактирования, оформления, сохранения, передачи и
поиска информационных объектов различного типа (в том
числе текстовых, графических, числовых) с помощью
современных программных средств; возможности
использования ресурсов сети Интернет для
совершенствования профессиональной деятельности,
профессионального и личностного развития назначение и
технологию эксплуатации аппаратного и программного
обеспечения, применяемого в профессиональной
деятельности
П.00

Профессиональный учебный цикл

2694

1796

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1170

780

ОК 1-9
ПК 1.2,1.5,2.2,
2.3,2.7, 3.4,4.14.3

В результате изучения обязательной части
профессионального учебного цикла обучающийся по
общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь: оценивать постановку цели и задач уроков,
внеурочных мероприятий и занятий, определять
педагогические возможности и эффективность применения
различных методов, приемов, методик, форм организации
обучения и воспитания; анализировать педагогическую
деятельность, педагогические факты и явления; находить и
анализировать информацию, необходимую для решения
профессиональных педагогических проблем, повышения
эффективности педагогической деятельности,
профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования,
тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать: взаимосвязь педагогической науки и практики,
тенденции их развития; значение и логику целеполагания в
обучении и педагогической деятельности; принципы
обучения и воспитания; особенности содержания и
организации педагогического процесса в условиях разных
типов образовательных организаций на различных уровнях
общего образования; формы, методы и средства обучения и
воспитания, их педагогические возможности и условия
применения; психолого-педагогические условия развития
мотивации и способностей в процессе обучения, основы
развивающего обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания;_ педагогические
условия предупреждения и коррекции социальной и
школьной дезадаптации; понятие нормы и отклонения,
нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном,
речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их
систематику и статистику; особенности работы с одаренными
детьми, детьми с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением; приемы

ОП.01. Педагогика

ОК 1-11
ПК 1.1-1.5, 2.12.7, 4.1-4.3

привлечения учащихся к целеполаганию, организации и
анализу процесса и результатов обучения; средства контроля
и оценки качества образования, психолого-педагогические
основы оценочной деятельности педагога; основы
деятельности классного руководителя;
уметь: применять знания по психологии при решении
педагогических задач; выявлять индивидуальные и
типологические особенности обучающихся;

ОП.02. Психология

ПК 1.1-1.4, 2.12.6,4.2,4.3

знать: особенности психологии как науки, ее связь с
педагогической наукой и практикой; основы психологии
личности; закономерности психического развития человека
как субъекта образовательного процесса, личности и
индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные,
половые, типологические и индивидуальные особенности
обу чающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности
общения и группового поведения в школьном и дошкольном
возрасте; групповую динамику; понятия, причины,
психологические основы предупреждения и коррекции
школьной и социальной дезадаптации, девиантного
поведения; основы психологии творчества;
уметь: определять возрастные особенности строения
организма детей, подростков и молодежи; оценивать
факторы внешней среды с точки зрения их влияния на
функционирование и развитие организма человека в
детском, подростковом и юношеском возрасте; проводить
под руководством медицинского работника мероприятия по
профилактике заболеваний детей; обеспечивать соблюдение
гигиенических требований в образовательном процессе;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при
изучении профессиональных модулей и в профессиональной
деятельности; обеспечивать соблюдение гигиенических
требований в кабинете при организации музыкального

ОК1-11

ОП.ОЗ. Возрастная
анатомия,
физиология,
гигиена

ОКЗ, 10
ПК 1.1-1.3,2.12.3,2.5, 4.1 -4.3

образования; учитывать особенности физической
работоспособности и закономерности ее изменения в
течение различных интервалов времени (учебный год,
четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании
и реализации образовательного процесса;
знать: основные положения и терминологию анатомии,
физиологии и гигиены человека; основные закономерности
роста и развития организма человека; физиологические
характеристики основных процессов жизнедеятельности
организма человека; регулирующие функции нервной и
эндокринной систем; возрастные анатомо-физиологические
особенности детей; анатомо-физиоло гические особенности
детского голосового аппарата и его развития; влияние
процессов физиологического созревания и развития ребенка,
подростка, старшего школьника на его физическую и
психическую работоспособность, поведение; основные
факторы риска и основные способы профилактики
заболеваний детей; основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и
укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно- воспитательному
процессу, зданию и помещениям школы
уметь: использовать нормативные правовые документы,
регламентирующие профессиональную деятельность в
области образования; защищать свои права в соответствии с
гражданским, гражданским процессуальным и трудовым
законодательством; анализировать и оценивать результаты и
последствия действий (бездействия) с правовой точки
зрения;
знать: основные положения Конституции Российской
Федерации; права и свободы человека и гражданина,

ОП.04. Правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности

ОК 1-4, 6, 7, 9,
11
ПК 1.1-1.3, 1.5,
2.1-2.5, 2.7

механизмы их реализации; понятие и основы правового
регулирования в области образования; нормы права,
регулирующие правоотношения в области образования;
социально-правовой статус учителя; порядок заключения
трудового договора и основания для его прекращения;
правила оплаты труда педагогических работников; понятие
дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и
административной ответственности; нормативно-правовые
основы защиты нарушенных прав и судебный порядок
разрешения споров;
уметь: анализировать музыкальное произведение, его
стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей
художественной эпохи; работать с нотным материалом и
учебно методической литературой; рассказывать о
музыкальных произведениях, композиторах с
использованием музыкальных иллюстраций;

ОП.05. История
музыки и
музыкальная
литература

ОК 1-8
ПК 1.1-1.3, 2.12.3,2.5,3.1-3.4

знать: основные этапы истории зарубежной и отечественной
музыкальной культуры; основные стилевые особенности
пройденных музыкальных произведений (форма,
музыкальные образы, выразительные средства, жанровые
признаки и элементы стилей), их основные темы на слух;
музыкально-исторические и биографические сведения о
композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых
направлений истории музыки;
уметь: строить основные лады, интервалы, аккорды;
анализировать строение мелодии в форме периода;
определять характер музыки, тип и вид музыкальной
фактуры; определять средства музыкальной
выразительности; строить и разрешать аккорды в
четырехголосном гармоническом изложении; подбирать
аккомпанемент к песенной мелодии; играть секвенции для

ОП.Об.
Элементарная
теория музыки,
гармония

ОК 1.4,
8, ПК 1.1-1.4,
2.1- 2.3, 2.5.
3.1-3.5

распевания; осуществлять гармонический анализ
музыкальных произведений;
знать: основные элементы музыкального языка, систему
музыкальных жанров, средств музыкальной
выразительности, основные гармонические закономерности;
уметь: анализировать строение, стилевые и жанровые черты
музыкальных произведений в контексте особенностей
художественной эпохи; использовать данные музыкального
анализа в самостоятельной профессиональной работе;
анализировать ладотональные и гармонические связи
музыкальных произведений;

ОП.07. Анализ
музыкальных
произведений

ОК 1,4,8 ПК 1.11.4,2.1- 2.3, 2.5,
3.1-3.4

знать: теоретические основы анализа музыкальных
произведений; особенности строения важнейших
музыкальных форм; методы анализа музыкального
произведения;
уметь: точно интонировать полные звукоряды гамм и их
фрагменты, ступени лада, мелодию; анализировать на слух,
воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать
фрагменты музыкальных произведений; анализировать и
корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа «а capella» и с аккомпанементом;
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;

ОП.08.
Сольфеджио

OKI, 4, 8
ПК 1.1-1.4, 2.12.3,2.5, 3.1-3.4

знать: приёмы настройки по камертону, закономерности
музыкального синтаксиса; дирижерские схемы тактирования
в простых и сложных размерах;
уметь: создавать условия для развития музыкально
ритмических умений у детей; создавать несложные
танцевальные композиции; инсценировать песни, составлять
варианты музыкально-ритмических игр и упражнений;

ОП.09. Ритмика и
основы
хореографии

OKI, 4, 8 ПК 1.11.4, 2.1- 2.3,2.5

знать: роль ритмики в эстетическом развитии детей; задачи,
содержание, формы и методы организации деятельности
детей на занятиях ритмикой и танцами; детский репертуар
танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей
дошкольного возраста;
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические
меры для снижения уровня опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового поражения; применять
первичные средства пожаротушения; ориентироваться в
перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной
специальности; применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на воинских
должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной службы; оказывать первую
помощь пострадавшим;
знать: принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и оценки
последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России; основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации; основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;

68

0П.10.
Безопасность
жизнедеятельности

ОК1-11
ПК 1.2,2.2,2.3,
3.1-3.4,4.1-4.3

меры пожарной безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах; организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке; основные виды вооружения,
военной техники и специального снаряжения, состоящие на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в
которых имеются военно учетные специальности,
родственные специальностям СПО; область применения
получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы; порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим.
ПМ.00
ПМ.01

Профессиональные модули
Организация музыкальных занятий и музыкального досуга
в дошкольной образовательной организации
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен:
иметь практический опыт: анализа планов проведения
музыкальных занятий и музыкальных досуговых
мероприятий в дошкольной образовательной организации;
составления сценариев и проведения музыкальных занятий и
музыкального досуга, участия в подготовке и проведении
праздников в дошкольной образовательной организации;
исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях
произведений педагогического репертуара хорового,
инструментального и вокального жанров; наблюдения,
анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых
мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, учителями,
разработки предложений по совершенствованию и
коррекции; ведения учебной документации;

1524

1016
МДК.01.01.
Теоретические и
методические
основы
музыкального
образования детей
в дошкольной
образовательной
организации

ОК 1-11 ПК 1.11.5

уметь: находить и использовать методическую и
музыкальную литературу и др. источники информации,
необходимой для подготовки к занятиям и разработки
сценариев музыкальных мероприятий; отбирать содержание
и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально
исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста;
использовать различные методы, средства, формы
организации деятельности детей на занятиях и досуговых
мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей
воспитанников; организовывать и проводить репетиции при
подготовке к праздникам; проводить педагогическое
наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых
мероприятиях; устанавливать педагогически целесообразные
взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их
заменяющими); взаимодействовать с участниками
образовательного процесса и родителями (лицами, их
заменяющими) по вопросам проведения музыкальных
занятий и музыкального досуга в дошкольной
образовательной организации; использовать
информационно коммуникационные технологии и
технические средства обучения в образовательном процессе;
выявлять музыкально одаренных детей; осуществлять
самоанализ и самоконтроль при проведении музыкальных
занятий и музыкального досуга; анализировать подготовку и
проведение занятий, праздников и развлечений;
знать: психолого-педагогические основы музыкального
образования дошкольников: педагогические условия
формирования музыкальной культуры, характеристику
музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия
их развития; содержание современных программ
музыкального образования детей дошкольного возраста;
детский музыкальный репертуар, эстетические,
психологические, педагогические основания отбора и
систематизации музыкального репертуара; требования к

охране и гигиене исполнительского аппарата; характеристику
форм организации музыкальной деятельности детей
(музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни
детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как
компонент праздника); методику организации и проведения
музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и
приемы организации музыкально исполнительской
деятельности дошкольников (певческой, музыкальноритмической, музыкально-инструментальной); формы и
методы взаимодействия с родителями или лицами, их
заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
особенности воспитания музыкальной культуры и развития
музыкальных способностей дошкольников в семье
ПМ.02

Преподавание музыки и организация внеурочных
музыкальных мероприятий в общеобразовательных
организациях
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен:
иметь практический опыт: анализа планов проведения
уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в
общеобразовательных организациях; планирования уроков
музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий;
организации и проведения уроков музыки и внеурочных
музыкальных мероприятий; исполнения на уроках и
внеурочных мероприятиях произведений педагогического
репертуара хорового, инструментального и вокального
жанров; наблюдения, анализа и самоанализа уроков музыки
и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики,
учителями, разработки предложений по совершенствованию
и коррекции; ведения учебной документации:

МДК.02.01.
Теоретические и
методические
основы
музыкального
образования детей
в
общеобразователь
ных организациях

ОК1-11 ПК 2.12.7

уметь: находить и использовать методическую и
музыкальную литературу и иные источники информации,
необходимой для подготовки к занятиям и разработки
сценариев музыкальных мероприятий; отбирать содержание
и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально
исполнительскую деятельность обучающихся; использовать
различные методы, средства, формы организации
деятельности обучающихся при проведении уроков и
досуговых мероприятий, строить их с учетом возрастных
особенностей обучающихся; организовывать и проводить
репетиции при подготовке к праздникам; проводить
педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и
досуговых мероприятиях; устанавливать педагогически
целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями
(лицами, их заменяющими); взаимодействовать с
участниками образовательного процесса и родителями
(лицами, их заменяющими) по вопросам музыкального
образования в образовательных организациях; использовать
ИКТ и технические средства обучения в образовательном
процессе; выявлять музыкально одаренных детей; оценивать
процесс и результаты музыкальной деятельности
обучающихся; осуществлять самоанализ и самоконтроль при
проведении уроков и мероприятий; анализировать
подготовку и проведение уроков, досуговых мероприятий,
корректировать и совершенствовать их;
знать: психолого-педагогические основы музыкального
образования школьников: педагогические условия
формирования музыкальной культуры школьника,
характеристику музыкальных способностей школьника и
условия их развития, психологические основы развития
индивидуальности и личности в процессе музыкального
образования, механизмы развития мотивации музыкальной
деятельности; содержание современных программ
музыкального образования детей в общеобразовательных

организациях; школьный музыкальный репертуар,
эстетические, психологические, педагогические основания
отбора и систематизации музыкального репертуара;
требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;
характеристику форм организации музыкальной
деятельности школьников; методику организации и
проведения уроков музыки и музыкального досуга, методы и
приемы организации музыкально-исполнительской
деятельности школьников (певческой музыкальноритмической, музыкально инструментальной); формы и
методы взаимодействия с родителями или лицами, их
заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
особенности воспитания музыкальной культуры и развития
музыкальных способностей школьников в семье.
ПМ.03

Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен:
иметь практический опыт: исполнения произведений
педагогического репертуара инструментального, хорового и
вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых
мероприятиях; управления с использованием дирижерских
навыков детским хоровым коллективом; аккомпанирования
различным детским составам исполнителей (солисту (певцу,
инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю,
хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных
инструментов, различным видам ритмических движений и
танцам); аранжировки произведений педагогического
репертуара разных жанров для детских хоровых коллективов
разного состава;
уметь: исполнять произведения сольного и хорового жанра
для детской аудитории с сопровождением и без сопровожде
аккомпанемент; читать с листа разнообразный вокально

МДК.ОЗ .01.
Вокальный класс
МДК.ОЗ.02.
Хоровой класс и
управление хором
МДК.ОЗ.03.
Музыкально
инструментальный
класс

ОК 1-9
ПК 3.1-3.4

хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
использовать различные технические и художественные
приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки при
управлении детским вокально-хоровым коллективом;
проводить анализ и самоанализ дирижерско- хоровой
деятельности; применять методические приемы вокально
хоровой работы; анализировать звучание песенно-хоровой
партитуры; анализировать музыкальный материал и работать
с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
исполнять инструментальные произведения педагогического
репертуара разных жанров, стилей, форм; использовать
средства выразительности и технические приемы,
соответствующие разным жанрам, стилям, формам; читать с
листа при исполнении инструментальных произведений,
транспонировать, упрощать фактуру сопровождения,
соединять ее с голосом, хором; подбирать аккомпанемент по
слуху; аккомпанировать голосу, хоровым коллективам,
различным видам ритмических движений; исполнять
вокальные произведения с сопровождением, под
собственный аккомпанемент, без сопровождения;
знать: основные принципы сольного исполнительства,
основные этапы развития певческого голоса; специфику
голосообразования в пении и в речи; стилистические
особенности различных вокальных жанров; требования к
охране и гигиене голоса; разносторонний по содержанию и
стилям вокально-хоровой репертуар; теоретические основы и
методику работы с хором; классификации певческих голосов
и необходимых элементов хоровой звучности; основы
хоровой культуры и дирижерской техники; методы анализа
произведений вокально хорового жанра; методические
основы работы над детским песенным репертуаром;
технические и художественные приемы хорового
дирижирования; методические приемы работы с хором;

основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и
принципы аранжировки произведений для различных
хоровых исполнительских составов; основы фортепианного
исполнительства: различные приемы звукоизвлечения,
основные принципы фразировки, педализации; средства
художественного исполнения инструментальных
произведений; педагогический инструментальный
музыкальный репертуар для обеспечения образовательного
процесса; жанровые особенности вокально-хоровой и
инструментальной музыки
ПМ.04

Методическое обеспечение процесса музыкального
образования В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт: анализа учебно-методических
комплектов, составления учебно-тематических планов и
рабочих программ на основе образовательных стандартов
общего образования и примерных программ общего и
дошкольного образования с учетом типа образовательной
организации, особенностей класса группы и отдельных
обучающихся (воспитанников); участия в создании
предметно- развивающей среды в кабинете музыки;
оформления портфолио педагогических достижений;
выступления по актуальным вопросам музыкального
образования;
уметь: анализировать федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования и
примерные программы общего и дошкольного образования;
определять цели и задачи, планировать музыкальное
образование обучающихся в общеобразовательной
организации и воспитанников в дошкольной
образовательной оргнизации; осуществлять планирование с
учетом возрастных особенностей обучающихся

МДК.04.01. Основы
методической
работы учителя
музыки и
музыкального
руководителя

ОК 1-11
ПК 4.1-4.3

(воспитанников); адаптировать имеющиеся методические
разработки; оформлять кабинет; готовить и оформлять
рефераты, конспекты; определять пути
самосовершенствования педагогического мастерства;
знать: теоретические основы методической деятельности в
области мч зыкального образования детей в дошкольных
образовательных и общеобразовательных opi анизациях;
теоретические основы, методику планирования
музыкального образования детей в дошкольных
образовательных и общеобразовательных организациях,
требования к оформлению соответствующей документации;
современные программы музыкального образования для
дошкольных образовательных и об щеобразователь н ых
организаций; педагогические, гигиенические, специальные
требования к созданию предметно-р азвивающей среды
музыкального образования; логику подготовки и требования
к устному выступлению, реферированию, конспектированию

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется
образовательной организацией самостоятельно)

1512

1008

Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5022

3348

УП.00

Учебная практика

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ОК 1-11 ПК 1.11.5, 2.1- 2.7,3.13.4, 4.1- 4.3
16нед.

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4нед.

576

ПА.00

Промежуточная аттестация

5нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2нед.

Таблица4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам

93нед.

Учебная практика

16нед.

Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)

4нед.

Промежуточная аттестация

5нед.

Государственная итоговая аттестация

6нед.

Каникулы

23нед.

Итого

147нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом
соответствующей примерной ППССЗ. Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом
направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций,
умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание
образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов
ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в
соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий
и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения:
компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны
преподавателей и мастеров производственного обучения; обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании
индивидуальной образовательной программы; обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего

развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного
процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих
клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых
дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №
273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»5.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
учебной нагрузки

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст.
6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4263.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 -11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного
цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их)
изучение.
7.8. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за
счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах
ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих

федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО. Срок
освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед. промежуточная аттестация 2 нед. каникулы 11 нед.
7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа
на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц,
обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные)
определяются образовательной организацией.
7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися
профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и
рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст.
631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17,
ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; №
30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; Ха 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121,
ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; Ха 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074;
№ 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; №> 49, ст. 5746; Ха 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст.
5736; № 51, ст. 6149; Ха 52, ст. 6404; 2010, Ха И , ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; №> 31, ст. 4192; Ха 49, ст. 6415; 2011, X» 1, ст. 16; Ха 27, ст. 3878; Ха 30, ст. 4589;
Ха 48, ст. 6730; №> 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; Ха 50, ст. 7366; 2012, Ха 50, ст. 6954; Ха 53, ст. 7613; 2013, Ха 9, ст. 870; Ха 19, ст. 2329; ст. 2331; Ха 23, ст.
2869; Ха 27, ст. 3462, ст. 3477; Ха 48, ст. 6165).
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Производственная практика включает летнюю практику, которая проводится в детских оздоровительных лагерях.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих
организаций.
7.14. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза
в 3 года.
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным
модулям ППССЗ. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному
перечню дисциплин (модулей) ППССЗ.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине
профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу
(включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1
-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 10 наименований российских
журналов. Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими
образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об
образовании в Российской Федерации» . Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных
нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики,
предусмотренных учебным планом образовательной организации.
Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст.
6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4263.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
педагогики и психологии;
музыкально-теоретических дисциплин;
методики музыкального образования;
оркестровых занятий;
индивидуальных занятий музыкой.
Лаборатории: информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы:
музыкальный зал;
зал ритмики и хореографии;
библиотека,
читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием
персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации
или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном
классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации. Реализация ППССЗ
образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке
республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб
государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации
обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному
модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от
начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль
успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и
освоенные компетенции
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей
разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и
для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного
заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины
(междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов).
Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей
профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по
соответствующим образовательным программам8.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).
Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных
модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566;
№ 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4263).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».