54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по
специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1384)
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой
совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и
черчение для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на
реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на
территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких
образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с
образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и
осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них
формах.

II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение базовой подготовки в очной форме обучения и
присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на Наименование квалификации базовой Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в
обучение по ППССЗ
подготовки
очной форме обучения*
среднее общее образование
основное общее образование

Учитель изобразительного искусства и
черчения

2 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев**

______________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой
специальности СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение углубленной подготовки в очной форме обучения и
присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень образования, необходимый для приема Наименование квалификации
на обучение по ППССЗ
углубленной подготовки

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки
в очной форме обучения*

среднее общее образование

3 года 10 месяцев

основное общее образование

Учитель изобразительного искусства и
черчения

4 года 10 месяцев**

______________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой
специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся в очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ по
изобразительному искусству и черчению в общеобразовательных организациях.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс обучения изобразительному искусству и черчению при проведении занятий
и организации внеурочной деятельности;
задачи, методы, средства и процесс воспитания при реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению;
задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями
образования, культуры, родителями (лицами их заменяющими)) по вопросам организации урочной и внеурочной деятельности по
изобразительному искусству и черчению;
документационное обеспечение обучения и воспитания детей в процессе реализации образовательных программ по изобразительному искусству
и черчению в общеобразовательных организациях.
4.3. Учитель изобразительного искусства и черчения (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных организациях.
4.3.2. Преподавание черчения в общеобразовательных организациях.
4.3.3. Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения.
4.3.4. Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
4.3.5. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.
4.4. Учитель изобразительного искусства и черчения (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных организациях.
4.4.2. Преподавание черчения в общеобразовательных организациях.
4.4.3. Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения.
4.4.4. Организации внеурочной деятельности обучающихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
4.4.5. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Учитель изобразительного искусства и черчения (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации музыкального
образования.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности
за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
5.2. Учитель изобразительного искусства и черчения (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных организациях.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия изобразительного искусства.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия изобразительного искусства.
ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 1.4. Анализировать занятия изобразительного искусства.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству.
5.2.2. Преподавание черчения в общеобразовательных организациях.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать занятия черчения.
ПК 2.2. Организовывать и проводить занятия черчения.
ПК 2.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 2.4. Анализировать занятия черчения.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению.
5.2.3. Выполнение работ в области изобразительного, декоративно прикладного искусства и черчения.
ПК 3.1. Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

ПК 3.3. Выполнять объемно-пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах.
ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах,
художественно-творческие композиции.
ПК 3.5. Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике.
5.2.4. Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в
общеобразовательной организации.
ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.
ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях.
ПК 4.4. Анализировать внеурочные мероприятия.
ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства.
5.2.5. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.
ПК 5.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом типа образовательной организации,
особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.
ПК 5.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.
.VI.

Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;

профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их
освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием
обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности
выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины,
междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать
изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; Обязательная часть
профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 академических часов, из них
на освоение основ военной службы - 48 академических часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных
единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к
знаниям, умениям, практическому
опыту

Всего
максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося
(час./нед.)

В том числе часов Индекс и
Коды
обязательных
наименование
формируемых
учебных занятий дисциплин,
компетенций
междисциплинарны
х курсов (МДК)

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3510

2340

702

468

ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла
обучающийся должен:

48

ОГСЭ.01. Основы
философии

ОК 1 - 11

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 11 ПК 1.1
- 1.3, 2.1 2.3,4.1 4.3, 5.2,5.3

уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах
формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

ПК
1.4, 2.4, 4.4, 5.3

знать: основные категории и понятия философии; роль философии в
жизни человека и общества; основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания; основы научной, философской и
религиозной картин мира; об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с
развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных, мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем;
знать: основные направления развития ключевых регионов мира на
рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI

48

вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического и экономического развития
ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и
других организаций и основные направления их деятельности; о роли
науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций; содержание и назначение важнейших
правовых и законодательных актов мирового и регионального
значения;
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на
профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем)
иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь,
пополнять словарный запас;

186

ОГСЭ.03.
Иностранный язык

186

ОГСЭ.04. Физическая ОК 1 - 11
культура

ОК 1 - 11 ПК
1.1, 1.2, 2.1,2.2,
4.1, 4.2,5.2, 5.3

знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический
минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем)
иностранных текстов профессиональной направленности;
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для 372
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей;
знать: о роли физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни.
EH.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла
обучающийся должен:
уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ) в профессиональной
деятельности; создавать, редактировать, оформлять, сохранять,

114

76
ЕН.01. Информатика ОК 1 - 9 ПК
и информационно- 1.2,1.5, 2.2, 2.5,
коммуникационные 4.2, 4.5, 5.1 - 5.3
технологии в
профессиональной
деятельности

передавать информационные объекты различного типа с помощью
современных информационных технологий для обеспечения
образовательного процесса; использовать сервисы информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) в
профессиональной деятельности;
знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при
использовании средств ИКТ в образовательном процессе; основные
технологии создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том
числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных
программных средств; возможности использования ресурсов сети
Интернет для совершенствования профессиональной деятельности,
профессионального и личностного развития; назначение и технологию
эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого
в профессиональной деятельности;
уметь: читать чертежи различной степени сложности; решать
позиционные и метрические задачи; выполнять комплексные чертежи
плоских и пространственных кривых, геометрических тел;

ЕН.02.
Начертательная
геометрия

ОК 1 - 9 ПК 2.1 2.3, 3.1, 3.5

ОП.01. Педагогика

ОК 1 - 11 ПК 1.1
- 1.5, 2.1 2.5,4.1 - 4.5, 5.1
- 5.3

знать: историю развития начертательной геометрии; особенности
построения и чтения чертежей; основные виды поверхностей; способы
проецирования и преобразования проекций.
П.00

Профессиональный учебный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
В результате изучения обязательной части учебного цикла
обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь: оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных
мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и
эффективность применения различных методов, приемов, методик,
форм организации обучения и воспитания; анализировать

2694

1796

846

564

педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения
профессиональных педагогических проблем, повышения
эффективности педагогической деятельности, профессионального
самообразования и саморазвития; ориентироваться в современных
проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях
реформирования;
знать: взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их
развития; значение и логику целеполагания в обучении и
педагогической деятельности; принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в
условиях разных типов образовательных организаций, на различных
уровнях образования; формы, методы и средства обучения и
воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей
в процессе обучения, основы развивающего обучения,
дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и
школьной дезадаптации; понятие нормы и отклонения, нарушения в
соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; особенности
работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением; приемы привлечения
учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения; средства контроля и оценки качества
образования, психолого-педагогические основы оценочной
деятельности педагога; основы деятельности классного руководителя;
уметь: применять знания по психологии при решении педагогических
задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности
обучающихся;
знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической
наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности

ОП.02. Психология

ОК 1 - 11 ПК 1.1
- 1.4, 2.1 2.4,4.1 4.4, 5.2,5.3

психического развития человека как субъекта образовательного
процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию;
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности
обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и
группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую
динамику; понятия, причины, психологические основы
предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации,
девиантного поведения; основы психологии творчества;
уметь: определять топографическое расположение и строение органов
и частей тела; определять возрастные особенности строения организма
детей; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при
изучении профессиональных модулей и в профессиональной
деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения
влияния на функционирование и развитие организма человека в
детском, подростковом и юношеском возрасте; проводить под
руководством медицинского работника мероприятия по профилактике
заболеваний детей; обеспечивать соблюдение гигиенических
требований в кабинете при организации занятий черчением,
изобразительным и декоративно-прикладным искусством; учитывать
особенности физической работоспособности и закономерности ее
изменения в течение различных интервалов времени (учебный год,
четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и
реализации образовательного процесса;
знать: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и
гигиены человека; основные закономерности роста и развития
организма человека; строение и функции систем органов здорового
человека; физиологические характеристики основных процессов
жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомофизиологические особенности детей; влияние процессов
физиологического созревания и развития ребенка, подростка, старшего
школьника на его физическую и психическую работоспособность,
поведение; основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы,
требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных

ОП.03. Возрастная
анатомия,
физиология и
гигиена

ОК 3, 10 ПК 1.1 1.3, 2.1 2.3,4.1, 4.2, 5.1 5.3

этапах онтогенеза; основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию
и помещениям школы;
уметь: использовать нормативные правовые акты, регламентирующие
профессиональную деятельность в области образования; защищать
свои права в соответствии с гражданским, гражданским
процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и
оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой
точки зрения;

ОП.04. Правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности

ОК 1 4, 6, 7, 9,11 ПК
1.1 - 1.3,1.5, 2.1
- 2.3,2.5, 4.1 4.3,4.5

ОП.05. История
изобразительного
искусства

ОК 1 - 8 ПК 1.1 1.3, 3.1 - 3.4,4.1
- 4.3

знать: основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие и основы правового регулирования в области образования;
основные законодательные акты и нормативные документы,
регулирующие правоотношения в области образования; социальноправовой статус учителя; порядок заключения трудового договора и
основания для его прекращения; правила оплаты труда педагогических
работников; понятие дисциплинарной и материальной ответственности
работника; виды административных правонарушений и
административной ответственности; нормативно-правовые основы
защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
уметь: анализировать исторические особенности эпохи, произведения
изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;
ориентироваться в различных направлениях изобразительного и
декоративно-прикладного искусства; отбирать материал по истории
изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
художественной обработки материалов для использования на уроках и
внеурочных мероприятиях;
знать: основы искусствоведения; историю изобразительного,
декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте
мировой, отечественной, региональной и этнонациональной культуры;
историю развития различных видов художественной обработки

материалов; характерные стилевые и жанровые особенности
произведений изобразительного искусства различных эпох и культур;
первоисточники искусствоведческой литературы;
уметь: грамотно решать задачи организации композиции в
художественном творчестве; использовать образный язык композиции
(форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ;
использовать технологии и приемы работы различными
художественными материалами; анализировать произведения
искусства в аспекте композиционных решений;

ОП.06. Композиция

ОК 1 ПК
1.2,1.3, 3.1 3.4,4.1, 4.2

знать: законы композиционного построения; средства гармонизации
композиции; теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений
композиции; специфику построения фронтальных композиций
графических и живописных работ;
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения
уровня опасностей различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту; использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной
специальности; применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в
соответствии с полученной специальностью; владеть способами
бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать
первую помощь пострадавшим;
знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том

68

ОП.07. Безопасность ОК 1 - 11 ПК
жизнедеятельности 1.2, 2.2, 3.1 3.4, 4.2, 5.1, 5.2

числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России; основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их реализации; основы военной
службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия
гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового
поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального
снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО; область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной
службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

ПМ.00 Профессиональные модули
ПМ.01 Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных
организациях
В результате изучения профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт: анализа планов проведения занятий
изобразительного искусства, разработки предложений по их

1848

1232
МДК.01.01.
ОК 1 - 11 ПК 1.1
Теоретические и
- 1.5
методические
основы
преподавания
изобразительного
искусства в
общеобразовательн

совершенствованию; определения цели и задач, планирования и
проведения уроков изобразительного искусства; наблюдения, анализа
и самоанализа занятий, обсуждения отдельных занятий в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями,
разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации;
уметь: находить и использовать информацию по истории
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, методическую
и иную информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
отбирать содержание, подбирать дидактические материалы и
организовывать изобразительную деятельность обучающихся;
использовать различные методы, средства, формы организации
деятельности обучающихся при проведении занятий, строить их с
учетом возрастных особенностей обучающихся; проводить
педагогическое наблюдение за обучающимися на занятиях;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с
детьми и родителями (лицами, их заменяющими); взаимодействовать с
участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их
заменяющими); использовать ИКТ и технические средства обучения в
образовательном процессе; оценивать процесс и результаты обучения
изобразительному искусству и изобразительной деятельности
обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,
вести учет успеваемости школьников; осуществлять самоанализ и
самоконтроль при проведении занятий; анализировать подготовку и
проведение занятий, корректировать и совершенствовать их;
консультировать родителей по вопросам художественного образования
и эстетического воспитания, применять разнообразные формы работы с
семьей (родительские собрания, беседы, консультации); вести диалог с
администрацией образовательной организации по вопросам обучения
школьников изобразительному искусству; вести учебную
документацию;
знать: психолого-педагогические основы овладения изобразительной
деятельностью, психологические основы развития индивидуальности и

ых организациях

личности в процессе обучения изобразительному искусству, механизмы
развития мотивации изобразительной деятельности; содержание
современных программ обучения изобразительному искусству на
занятиях в общеобразовательных организациях; теоретические основы
и методику планирования занятий по изобразительному искусству для
школьников разных возрастных групп; методические основы и
особенности преподавания изобразительного искусства с применением
современных средств обучения, в том числе характеристику форм,
методов и приемов организации изобразительной деятельности
школьников; методику выполнения педагогического рисунка на
классной доске при проведении занятий изобразительного искусства;
требования к содержанию и уровню подготовки школьников по
изобразительному искусству; особенности оценочной деятельности
учителя изобразительного искусства; особенности работы с
одаренными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении;
формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их
заменяющими, как субъектами образовательного процесса; методику
наблюдения и анализа занятий изобразительного искусства; виды
учебной документации, требования к ее оформлению.
ПМ.02 Преподавание черчения в общеобразовательных организациях
В результате изучения профессионального модуля обучающийся
должен;
иметь практический опыт: анализа планов проведения занятий
черчения, разработки предложений по их совершенствованию;
определения цели и задач, планирования и проведения уроков
черчения, в том числе с выполнением наглядных изображений
чертежей на классной доске в процессе объяснения учебного
материала; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения
отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем
педагогической практики, учителями, разработки предложений по их
совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации;
уметь: находить и использовать методическую и иную информацию,

МДК.02.01.
ОК 1 - 11 ПК 2.1
Теоретические и
- 2.5
методические
основы
преподавания
черчения в
общеобразовательн
ых организациях

необходимую для подготовки к занятиям; отбирать содержание,
подбирать дидактические материалы и организовывать деятельность
обучающихся на занятиях; использовать различные методы, средства,
формы организации деятельности обучающихся при проведении
уроков, строить их с учетом возрастных особенностей обучающихся;
проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на занятиях;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с
детьми и родителями (лицами, их заменяющими); взаимодействовать с
участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их
заменяющими); использовать информационно-коммуникационные
технологии и технические средства обучения в образовательном
процессе; оценивать процесс и результаты обучения черчению с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, вести учет
успеваемости школьников; осуществлять самоанализ и самоконтроль
при проведении уроков; анализировать подготовку и проведение
уроков, корректировать и совершенствовать их; вести диалог с
администрацией образовательной организации по вопросам обучения
школьников черчению; вести учебную документацию;
знать: содержание современных программ обучения черчению на
уроках в общеобразовательных организациях; теоретические основы и
методику планирования уроков по черчению; характеристику форм,
методов и приемов организации изобразительной деятельности
школьников; методические основы и особенности преподавания
черчения с применением современных средств обучения; методику
выполнения педагогического рисунка, чертежей на классной доске;
требования к содержанию и уровню подготовки школьников по
черчению; особенности оценочной деятельности учителя черчения;
особенности работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими
трудности в обучении; методику наблюдения и анализа уроков
черчения; виды учебной документации, требования к ее оформлению.

ПМ.03 Выполнение работ в области изобразительного, декоративноприкладного искусства и черчения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт: выполнения графических работ с натуры, по
памяти и представлению; выполнения живописных работ с натуры, по
памяти и представлению в различных техниках; выполнения объемнопластических работ с натуры, по памяти и представлению в различных
материалах; выполнения декоративно-прикладных работ и
художественной обработки материалов; чтения и выполнения
чертежей в ручной графике;
уметь: выполнять живописные и графические изображения объектов
реальной действительности (в том числе натюрморты из предметов
быта, гипсовые слепки, архитектурные и пейзажные зарисовки птиц,
животных и растений, портретное изображение человека) с натуры,
памяти и представлению; изображать объекты во взаимосвязи с
пространством, окружающей средой, освещением и с учетом цветовых
особенностей; выполнять основные виды графических работ (наброски,
зарисовки, конструктивный и тональный рисунок) с использованием
различных техник, применять в рисунке различные технические
приемы и изобразительные средства: линию, штрих, тональное пятно;
выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды,
станковую живопись), применять в работах изобразительные средства
живописи: в том числе мазок, заливку, лессировки, отмывки, работу "по
сырому"; выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты,
декоративные композиции, декоративные изделия; выполнять
основные технологические операции по художественной обработке
материалов; воплощать творческий замысел в материале с учетом его
декоративных свойств; применять основные технологии
художественной обработки материалов и декоративно-прикладного
искусства, в том числе народных ремесел; выполнять работы по
скульптуре с натуры, по памяти и представлению (лепка рельефа,

.

МДК.03.01. Основы ОК 1 - 9 ПК 3.1 3.5
выполнения
графических работ
МДК.03.02. Основы
выполнения
живописных работ
МДК.03.03. Основы
выполнения
объемнопластических работ
МДК.03.04. Основы
выполнения
декоративноприкладных работ и
художественной
обработки
материалов
МДК.03.05. Черчение

гипсовых деталей лица, головы человека, животных и птиц); применять
в работе художественные выразительные средства скульптуры,
разнообразные способы и приемы работы с пластическими
материалами; выполнять основные геометрические построения, читать
и выполнять рабочие чертежи, эскизы, аксонометрические проекции
средней и повышенной сложности, сборочные и строительные
чертежи;
знать: особенности визуального художественного образа, процесс его
создания, развития и восприятия; основные формы изобразительной
грамотности: пропорции, перспективу, тон; последовательность
выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и
технику рисунка; теоретические основы живописи, в том числе теорию
и методику создания живописного произведения; основы
цветоведения (цвет, тон, колорит, закономерности передачи
световоздушной среды, свойства красок (акварель, гуашь, масло) и
приемы работы с ними); техники и технологические приемы
выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в
различных материалах; специфику художественного оформления
декоративных изделий; традиционные техники художественной
обработки материалов; оборудование и технологии художественной
обработки материалов; основы пластической анатомии; методику
создания объемно-пластического произведения; свойства пластических
материалов и способы лепки; виды изображений и технических
чертежей; требования к оформлению чертежей, геометрические
построения; особенности выполнения различных видов чертежей,
элементы строительного и топографического черчения.
ПМ.04 Организация и проведение внеурочных мероприятий в области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт: анализа планов и организации внеурочных

МДК.04.01.
ОК 1 - 11 ПК 4.1
- 4.5
Методика
организации
внеурочной
деятельности в
области
изобразительного и

мероприятий по изобразительному искусству; составления плановконспектов проведения внеурочных мероприятий; организации и
проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству;
руководства практической деятельностью обучающихся и
осуществления индивидуального подхода к ним; индивидуального
педагогического руководства творческой деятельностью ребенка в
области изобразительного искусства; подготовки одаренных детей к
участию в творческих конкурсах, выставках; проведения диагностики и
оценки результатов эстетического воспитания и художественного
образования детей в процессе внеурочной деятельности; организации
и проведения внеурочных мероприятий совместно с родителями и
участниками образовательного процесса; проведения консультаций,
индивидуального обсуждения достижений и трудностей в процессе
художественно-эстетического воспитания и образования детей в рамках
внеурочной деятельности; взаимодействия с родителями и
администрацией образовательной организации по вопросам
проведения внеурочных мероприятий по изобразительному искусству;
уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства
обучения школьников изобразительному искусству для различных
форм внеурочной деятельности; планировать досуговые мероприятия,
внеклассные занятия с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей; организовывать и проводить внеклассную и
досуговую деятельность обучающихся; развивать у обучающихся
художественный вкус и интерес к освоению ценностей
изобразительного искусства; подбирать методический материал к
проведению внеклассных мероприятий и обеспечивать его
необходимым оборудованием; использовать методики
дополнительного образования в области изобразительного искусства в
процессе проведения внеурочных мероприятий; оценивать
художественно-творческие работы обучающихся с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей; анализировать внеурочные
мероприятия по изобразительному искусству для установки
соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и
задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении

декоративноприкладного
искусства

внеурочных мероприятий; консультировать родителей по вопросам
художественного образования и эстетического воспитания, применять
разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные
культурные мероприятия); вести диалог с администрацией
образовательной организации по вопросам эстетического воспитания и
художественного образования школьников в процессе внеурочной
деятельности;
знать: теоретические основы и методику планирования внеурочной
деятельности по изобразительному искусству; формы внеурочной
работы по изобразительной деятельности; методику работы по
организации внеурочных мероприятий в области изобразительного
искусства; методику осуществления наблюдения, анализа различных
форм внеурочной деятельности и оценки результатов мероприятий;
содержание, формы и методы работы с родителям (лицами, их
заменяющими).
ПМ.05 Методическое обеспечение реализации образовательных программ
по изобразительному искусству и черчению
В результате изучения профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт: календарно-тематического и
перспективного планирования; изучения педагогической и
методической литературы по проблемам изобразительного искусства и
черчения; самоанализа и анализа деятельности других педагогов,
оценивания образовательных технологий в области образовательных
программ по изобразительному искусству и черчению; участия в
создании предметно-развивающей среды в кабинете; оформления
портфолио педагогических достижений; выступления по актуальным
вопросам преподавания изобразительного искусства и черчения в
общеобразовательных организациях;
уметь: анализировать примерные программы в области

МДК.05.01. Основы ОК 1 - 11 ПК 5.1
методической
- 5.3
работы учителя
изобразительного
искусства и черчения

изобразительного искусства и черчения; составлять календарнотематические планы; разрабатывать программы на основе примерных;
сравнивать эффективность применяемых методов при преподавании
изобразительного искусства и черчения; подбирать и оформлять
методическое обеспечение образовательного процесса; оформлять
кабинет; готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
знать: теоретические основы планирования образовательного
процесса, виды планов; требования к составлению и оформлению
календарно-тематического плана и рабочей программы; современные
программы по изобразительному искусству и черчению для
образовательных организаций; особенности современных подходов и
педагогических технологий в области изобразительного искусства и
черчения; педагогические, гигиенические, специальные требования к
созданию предметно-развивающей среды; логику подготовки и
требования к устному выступлению, реферату, конспекту.

УП.00
ПП.00

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется
образовательной организацией самостоятельно)

1512

1008

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5022

3348

16 нед.

576

Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00 Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

5 нед.

Промежуточная аттестация

ГИА.00 Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

ОК 1 - 11 ПК 1.1
- 5.3

Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)

93 нед.
16 нед.

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

23 нед.

Итого

147 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом
соответствующей примерной ППССЗ.
Перед начатом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение
потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний,
приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять
содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени,
отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями
работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники,
технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их
освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны
преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности,
сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие
студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих
клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и
иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и
внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального
учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени,
отведенного на ее (их) изучение.
7.8. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной
работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в
пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований
соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой
специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из
расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.
промежуточная аттестация

2 нед.

каникулы

11 нед

7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4
часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего
образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные,
письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении
обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в
несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки
обучающихся.
Производственная практика включает летнюю практику, которая проводится в детских оздоровительных лагерях.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами
соответствующих организаций.
7.14. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и
профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному
перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине
профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному
курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по
дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований
российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими
образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным
ресурсам сети Интернет.
7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных
государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики,
предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим
санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
педагогики и психологии;
анатомии, физиологии и гигиены человека;
теории и методики изобразительного искусства;
истории изобразительного искусства;
черчения.
Лаборатории:

художественно-методического фонда;
технических средств обучения;
информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Мастерские:
по рисунку, графике, живописи;
по скульптуре;
по декоративно-прикладному искусству;
по художественной обработке материалов.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных
компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной
организацией или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в
компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на
государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация
ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб
государственному языку Российской Федерации.

VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации
обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному
модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев
от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий
контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический
опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей
разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным
модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного
положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины
(междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для
максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей
профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме
выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой
аттестации по соответствующим образовательным программам***.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный
проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48,
ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19 ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7,
ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600;
N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29,
ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974,
N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49,
ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124;
N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27,
ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19,
ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3365; N 30,
ст. 4247).
*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».