Порядок организации м прохождения практики студентов

Министерство образования и науки РД
ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени
М.М.Меджидова»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РД
«Профессионально-педагогический
колледж им. М.М. Меджидова»
«_30_»_ августа
2021г.
Адзиева С.М.
Рассмотрено на Совете колледжа
Пр. №1 от 30.08. 2021 г.

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ,
ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.

ГБПОУ РД « Профессионально- педагогический колледж
имени М.М.Меджидова»

Избербаш 2021

1.

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок является документом, регламентирующим организацию
практики по получению первичных навыков (учебной) и производственной (по
профилю специальности), определяет организацию и проведение
практики
студентов Государственного бюджетнтого профессионального образовательного
учреждения
РД
«Профессионально-педагогический
колледж
имени
М.М.Меджидова» (далее – Колледж), осваивающих основные профессиональные
образовательные программы,программы подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования ( далее – ППССЗ) в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования( далее- ФГОС СПО) , регламентирует
деятельность всех субъектов, участвующих в ее организации и проведении.
Учебная и производственная
(педагогическая) практика- часть
образовательного процесса, которая обеспечивает комплексное освоение
студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и
профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы
по следующим специальностям: Дошкольное образование
- 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
- 44.02.01 Дошкольное образование;
- 49.02.01 Физическая культура;
- 53.02.01 Музыкальное образование;
- 54.02.01 Дизайн (по отраслям);
- 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
1.2. Настоящий Порядок составлен в соответствии с:
-Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273;
-Федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальностям, реализуемым
в Колледже
-Приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Положением о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования, утвержденного приказом Минобразования и науки Российской
Федерации от 18 04. 2013 г. № 291 и зарегистрированным Минюстом России
14.06.2013 г. № с изменениями и дополнениями от 18 августа 2016 года;,
-Рекомендациями по планированию и организации производственной
(профессиональной) практики студентов по специальностям среднего педагогического
образования (письмо Минобразования России от 03.03.03г. № 18-51-210 ин/18-28),
1.3. Настоящий Порядок определяет организацию и проведение учебной и
производственной практики студентов ГБПОУ РД «Профессионально- педагогический
колледж имени М.М.Меджидова», осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
среднего
профессионального образования (далее - ФГОС (М)).
1.4. Программы практики студентов ГБПОУ РД «Профессиональнопедагогический колледж имени М.М.Меджидова» являются составной частью программы
подготовки специалистов среднего звена, обеспечивающих реализацию ФГОС (М).
2

Программы практики студентов являются составной частью ППССЗ,
обеспечивающие реализацию ФГОС СПО.
.1.4.1. Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает:
-последовательное расширение круга формируемых у студентов умений, навыков,
практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к
другому;
-целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых
функций;
-связь практики с теоретическим обучением.
1.4.2.Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и
практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ППССЗ ( далеепрофессиональный модуль) в соответствии с ФГОС СПО, программами практики.
разрабатываемыми и утверждаемыми Колледжем
1.4.3. Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную
последовательность формирования у студентов системы профессиональных умений и
навыков,
целостной
профессиональной
деятельности
и
первоначального
профессионального опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
1.5 Практика- вид учебной деятельности, направлена на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Видами практики являются: учебная практика и производственная практика ( далее
–практика).. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются
образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, в том числе в
детских оздоровительных лагерях, центрах, школах искусств и др.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом ( или нав
основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
2. Цель практики
2.1. Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися ГБПОУ РД
«Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова»
всех видов
профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и
профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта
практической работы обучающимися по специальностям:
- 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
- 44.02.01 Дошкольное образование;
- 49.02.01 Физическая культура;
- 53.02.01 Музыкальное образование;
- 54.02.01 Дизайн (по отраслям);
- 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Все этапы учебной и производственной практики, предусмотренные
Государственными требованиями, должны быть выполнены.
3. Виды практики
3.1. Видами практики студентов ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический
колледж» являются:
 учебная практика;
 производственная практика (далее - практика).
3.2.1. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических
профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта,
реализуется в рамках модулей ППССЗ по основным видам профессиональной
3

деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций
по избранной специальности. Продолжительность и сроки проведения учебной практики
определяется рабочим учебным планом. Студентами заочной формы обучения данный вид
практики реализуется самостоятельно с предоставлением и последующей защитой отчета
в форме собеседования.
При реализации ППССЗ по специальности производственная практика включает в
себя следующие этапы:
- практика по профилю специальности
- преддипломная практика
Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента
общих и профессиональных компетенций. Приобретение практического опыта и
реализуется в рамках модулей ППССЗ по каждому из видов профессиональной
деятельности. Предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального
профессионального опыта студента, развитие общих и профессиональных компетенций,
проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к
выполнению выпускной квалификационной работы в организациях
различных
организационно- правовых форм ( далее организациях).
3.2.2. К учебной практике в зависимости от специальности относятся:

практика наблюдений;

практика показательных уроков и занятий;

полевая практика;

подготовка к летней практике;

инструктивный лагерный сбор;

музейная практика;

изучение памятников искусства в других городах;

работа на пленэре.
Учебной практикой руководят преподаватели педагогического колледжа. При
прохождении учебной практики учебная группа может делиться на подгруппы не менее 8
человек. Учебная практика проводится в учебных , учебно-производственных мастерских,
лаборатория колледжа либо в образовательных организациях на основе договоров.
3.2.3. Общими для всех специальностей среднего педагогического образования
является такие виды учебной практики как практика наблюдений и практики
показательных уроков и занятий, полевая практика, показательные уроки наблюдение.
(виды практики в ходе изучения частных методик)
Целью практики является комплексное освоение обучающимися всех видов
профессиональной деятельности по специальностям СПО, формирование общих и
профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и
опыта практической работы по специальностям - 44.02.02 Преподавание в
начальных классах; 44.02.01 Дошкольное образование; 49.02.01 Физическая
культура; 53.02.01 Музыкальное образование; 54.02.01 Дизайн (по отраслям);
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Формирование у студентов целостного представления о воспитательно –
образовательном комплексе современной образовательной организации, учителе, как
главном субъекте образовательного процесса в образовательной организации.
Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, частных методик
педагогического колледжа, музыкальных руководителей дошкольных образовательных
учреждений разных типов.
Базовыми учреждениями практик являются дошкольные образовательные
учреждения, общеобразовательные школы. При проведении практики учебная группа
может делиться на подгруппы по 6- 8 человек.
4

Практика наблюдений и практика показательных уроков и занятий проводятся за
счет времени, отведенного на лабораторные работы и практические занятия по
педагогике, психологии и частным методикам.
Практика показательных уроков и занятий проводится для иллюстрации
приемов и методов организации образовательного процесса параллельно с изложением
соответствующих разделов курсов педагогики и частных методик. В качестве
показательных уроков могут быть использованы видеозаписи.
Тематика показательных уроков и занятий определяется программами по
соответствующим методикам, педагогике и психологии. Количество показательных
уроков и занятий по специальностям на группу на весь период обучения ( не более 4-х
часов) представлено в таблице.
Таблица.
Количество показательных уроков и занятий по специальностям, реализуемым по
программам среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки

Номер
специальности

Наименование
специальности

53.02.01

Музыкальное образование
Изобразительное искусство
и черчение
Дизайн (по отраслям)

54.02.06
54.02.01
44.02.02

Преподавание в начальных
классах

44.02.01

Дошкольное образование

49.02.01

Физическая культура

Количество уроков и
занятий по
профобразовательной
программе СПО базовой
и углубленной
подготовки
12 (базовая подготовка)
7 (базовая подготовка)
(углубленная подготовка)
2 (углубленная
подготовка)
21.(углубленная
подготовка)

В том числе
количество уроков
и занятий по
программе
дополнительной
подготовки
-

3

4.(базовая подготовка)
4 (базовая подготовка)

Итого

50

3

3.2.4.УП.01.01Полевая практика
ПМ.01Преподавание по программам начального общего образования
МДК Естествознание с методикой преподавания, УП.01.01 Полевая практика
Полевая практика студентов по специальности среднего педагогического
образования 44.02.02 « Преподавание в начальных классах» является составной частью
учебно-воспитательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний,
полученных студентами в процессе обучения, приобретения необходимых умений
практической работы.
Помимо дополнительных теоретических знаний по землеведению и краеведению,
ботанике и зоологии студенты знакомятся с некоторыми явлениями и закономерностями
природы, приобретают навыки работы в полевых условиях (оформление наблюдении,
сбор материалов, создание коллекций и т.д.), учатся работать с различными приборами и
ориентироваться на местности. Учебная практика проводится под руководством
преподавателей естествознания.
5

Продолжительность и сроки проведения учебной практики определяются учебным
планом ( 2 курс, 4 сем. 1 неделя –концентр.).
3.2.5.УП Подготовка к летней практике.
Подготовка к летней практике проводится для обучающихся специальностей
53.02.01 Музыкальное образование ПМ.02 Преподавание музыки и организация
внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных учреждениях, МДК
Теоретические
и методические основы музыкального образования детей в
общеобразовательных учреждениях, УП.02.03; 54.02.06 Изобразительное искусство и
черчение, ПМ.04 Организация и проведение внеурочных мероприятий в области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, МДК 04.01 Методика
организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративноприкладного искусства, УП.04.01 ; Теоретический курс «Основы вожатской
деятельности» изучается на 3 –х курсах специальностей -44.02.02 Преподавание в
начальных классах, ПМ.03.Классное руководство, МДК.03.01 Теоретические и
методические основы деятельности классного руководителя.
Целью данного вида практики является расширение профессиональнопедагогических знаний студентов и овладение ими содержанием, формами, методами
воспитательной работы с детьми разного возраста в летний период.
Учебная практика проводится под руководством преподавателей педагогики,
психологии, частных методик.
Продолжительность и сроки проведения учебной практики определяются учебным
планом ( 3 курс, 6 сем. 1 нед. –концентр.).
3.2.6. УП Инструктивный лагерный сбо (в ходе УП подготовка к летней
практики).
Одной из эффективных форм подготовки студентов колледжа к летней
педагогической практике является инструктивный лагерный сбор. Студенты погружаются
в среду предстоящей вожатской деятельности и в кратчайшие сроки учатся быстро и
гибко адаптироваться к новой социальной роли. Данный вид практики проводится с
целью содействия первоначальному освоению профессии, социализации личности;
развития профессиональных интересов студентов, овладения ими основами
профессиональной культуры; освоения студентами различных технологий организации
воспитательно-оздоровительной работы с детьми и подростками в летний период.
Осуществляется под руководством преподавателей психологии,
педагогики
частных методик педагогического колледжа, педагогических работников образовательных
учреждений разных типов.
Продолжительность и сроки проведения учебной практики определяются учебным
планом ( 3курс .6 сем., 1 день, концентр. ).
Продолжительность и сроки проведения учебной практики определяются учебным
планом.
4. ПП. Производственная практика
( По профилю специальности)
Производственная практика направлена на формирование у студентов общих и
профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в
рамках освоения ПМ ППССЗ по каждому из основных видов профессиональной
деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальностям. К производственной
практике относится практика, включенная в профессиональные модули учебного плана по
специальности. Продолжительность и сроки проведения каждого из данных видов
практики определяются рабочим учебным планом.
4.1. Производственная практика включает в себя следующие этапы:
6


практика по профилю специальности (педагогическая);

преддипломная практика.
4.2. Практика по профилю специальности является вторым этапом
производственной
(профессиональной) практики и направлена на закрепление,
расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении
общепрофессиональных и специальных дисциплин, на основе изучения деятельности
конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта.
4.3. Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента
общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и
реализуется в рамках модулей ППССЗ по каждому из видов профессиональной
деятельности, предусмотренных ФГОС (М) по специальностям.
4.4.Базами производственной практики являются образовательные организации
(ДОУ, МКОУ СОШ), которые соответствуют необходимым условиям для организации и
проведения практики по педагогическим специальностям, реализуемым в колледже.
4.5. К учебной и производственной практике допускаются студенты. Не имеющие
академических задолженностей, представившие документы, подтверждающие освоение
общих и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала.
4.4.Производственная (педагогическая) практика
Педагогическая
практика
является
важнейшей
составной
частью
профессиональной подготовки будущего учителя и проводится с целью формирования у
студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе
современного образовательного учреждения и системы педагогических знаний и умений
для практической работы. Ее основные задачи и содержание определяются программой
педагогической практики. Продолжительность и сроки проведения педагогической
практики определяются рабочим учебным планом в соответствии с ФГОС
по
специальностям:
4.4.1. К педагогической практике относятся:
 психолого-педагогическая практика;
 организация внеурочной деятельности;
 помощник классного руководителя;
 летняя практика;
 практика пробных уроков музыки изобразительного искусства и черчения в
школе;
 практика пробных музыкальных занятий и занятий в дошкольных
учреждениях;
 практика пробных уроков, занятий в начальной школе, общеобразовательной
школе по специальностям «Преподавание в начальных классах»;
 организация и проведение внеурочных мероприятий в разных видах
деятельности по профилю специальности;
 практика «Первые дни ребенка в школе»;
 методическая работа учителя музыки, ИЗО искусства и черчения, начальных
классов, воспитателя в ДОУ;
 выполнение работ в области ИЗО,ДПИ и ХОМ;
 дизайн-проектирование.
 пробные занятия в детской школе искусств, в доме творчества
 Психолого-педагогическая практика.
Предусматривается для специальностей:
 53.2.01 Музыкальное образование
7

 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
 44.02.02 Преподавание в начальных класса
Основными задачами является формирование диагностических, прогностических,
проектировочных,
организационных
и
коммуникативных
умений,
культуры
педагогической деятельности, Я - концепции будущего педагога, воспитание
профессионально-значимых качеств личности будущего учителя( социальной
ответственности,
общественной
активности,
организаторских
способностей.
Установление связей теоретических знаний психолого-педагогических дисциплин с
практикой учебно-воспитательного процесса. Ознакомление с современным состоянием и
спецификой учебно-воспитательной работы в начальной школе.
Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, психологии и
частных методик педагогического колледжа и педагогических работников
образовательных учреждений разных типов.( на 2-х курсах)
База практики: средние общеобразовательные школы. При проведении практики
учебная группа может делиться на подгруппы по 5 – 6 человек.
 ПП.Организация внеурочной деятельности по специальностям
Предусматривается для специальностей:
53.02.01 Музыкальное образование. ПП,02.03 Внеурочная деятельность учителя
музыки в школе (Руководство школьным хором).
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение. ПП.04.01 Внеурочная
деятельность в области ИЗО и ДПИ.
44.02.02 Преподавание в начальных классах. ПП.02.01 Практика по внеучебной
воспитательной работе (с применением робототехники).
49.02.01 Физическая культура
Основной задачей практики по внеурочной работе является формирование
практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Формами
проведения внеурочной практики могут быть кружки, студии, секции, организация
конкурсов, концертов, утренников, посещение музея, выставок.
Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, психологии и
частных методик колледжа, педагогических работников образовательных учреждениях
разных типов.
Базами
практик
являются
образовательные
учреждения
разных
типов(общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, школы
искусств, дизайн-студии, дом детского творчества, детская спортивная школа).


ПП Летняя практика ( по специальностям).

Основной задачей летней практики является приобретение умений организации
жизнедеятельности коллектива детей и отдельного ребенка в летний оздоровительный
период.
Осуществляется под руководством преподавателей колледжа и педагогического
персонала лагерей, дошкольных оздоровительных и других образовательных учреждений.
Базой практики являются загородные и городские оздоровительные лагеря и
площадки, образовательные учреждения разных типов, учреждения дополнительного
образования детей, дошкольные образовательные учреждения.
Студенты, достигшие 18 – летнего возраста, при наличии вакансии могут быть
назначены на штатные должности воспитателей, вожатых, руководителей кружков.
Студенты, не достигшие 18 – летнего возраста, проходят практику в качестве помощников
указанных должностей по согласованию с администрацией баз практики. На студентов,
8

зачисленных на период летней практики на оплачиваемые должности, распространяется
законодательство Российской Федерации о труде.
При отсутствии баз летней практике ГБПОУ РД «Профессиональнопедагогический колледж» вправе использовать альтернативные виды практики.
 Практика пробных уроков, занятий и организации воспитательнообразовательной работы, практика по профилю специальности.
Основной целью практики пробных уроков и занятий является формирование у
студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков и
занятий, а также других форм учебной и внеучебной деятельности детей; развитие у
практикантов творческого отношения к педагогическому труду.
Проводится, в основном, после изучения соответствующих разделов педагогики,
психологии и частных методик.
Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, психологии и
частных методик и работников базовых учреждений практики.
Базовыми учреждениями практики является: образовательные учреждения разных
типов, учреждения дополнительного образования, дошкольные образовательные
учреждения.
Для организации и контроля за работой практикантов на подгруппу 5 -6 человек
выделяется руководитель из части преподавателей педагогики, психологии, частных
методик колледжа.
Количество пробных уроков, занятий и внеклассных занятий каждого студента за
весь период обучения по специальностям представлено в таблице.
Таблица
Количество пробных уроков и внеклассных занятий на каждого практиканта
за весь период обучения по специальностям, реализуемым по программам среднего
профессионального образования.
Номер
специальн
ости

Наименование
специальности

По
основной В том числе по программе
профессиональной
дополнительной
образовательной
подготовки
программе СПО
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
пробных
внеклассных пробных
внеклассных
уроков
и занятий по уроков
и занятий по
занятий
предмету
занятий
предмету
1
2
3
4
5
6
53.02.01
Музыкальное образование
18
1
54.02.06
Изобразительное искусство
7
1
и черчение
44.02.02
Преподавание в начальных
17
1
3
классах
54.02.01
Дизайн ( по отраслям)
3
44.02.01
Дошкольное образование
1
49.02.01
Физическая культура
1
Итого
29
3
3
По специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах обязательным
является следующее количество пробных уроков и занятий по дисциплинам: Русский язык
–7, Детская литература-2,Математика –5, Информатика -2,Окружающий мир2,,Технология – 2, Естествознание – 2,Изобразительная деятельность – 2,
Музыкальное образование– 2, Физическое воспитание-2, Родной язык-2, Родная детская
литература -2, 4 внеклассных занятия. Остальные уроки и занятия и их распределение по
9

дисциплинам ГБПОУ
РД «Профессионально-педагогический колледж» вправе
определять самостоятельно, включая дисциплины по программе дополнительной
подготовки
Для всех специальностей – на одной из пробных уроков, занятий у студентов
вместе с преподавателем частной методики в анализе урока или занятия принимает
участие преподаватель педагогики или психологии.
 Практика ПП.01.02. «Первые дни ребенка в школе».
Предусматривается для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных
классах. Основной задачей практики является знакомство с психолого-педагогическими
основами и особенностями организации работы в первые дни обучения ребенка в школе.
Проводится в соответствии с графиком учебного процесса рабочего учебного
плана.
Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, частных методик
педагогического колледжа, учителей образовательных учреждений разных типов.
Базовыми учреждениями практик является общеобразовательные учреждения
разных типов. При проведении практики учебная группа может делиться на подгруппы по
5 – 6 человек.
 ПП Практика по совершенствованию навыков практической работы по
творческим специальностям. ПП. 03.01 Выполнение графических и
живописных работ, ПП.03.02 Выполнение ДПИ и ХОМ.
Является одной из эффективных форм подготовки студентов к практической
работе учителя музыки, музыкального руководителя , учителя ИЗО и черчения является
практика по совершенствованию навыков практической работы ( по вокалу, игре на
музыкальных инструментах –производственный репертуар, по живописи и графике
школьной программы, ДПИ и ХОМ..
Студенты в кратчайшие сроки погружаются в среду предстоящей своей
деятельности. Данный вид практики осуществляется под руководством преподавателей ,
художественных дисциплин для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное
искусство и черчение, ПП.03 Выполнение работ в области изобразительного(рисунок,
живопись), декоративно-прикладного искусства и черчения. ПП.03 01 Выполнение
графических и живописных работ, ПП.03.01 Выполнение декоративно-прикладных работ
и художественной обработки материалов. 54.02.01 Дизайн (по отраслям) ПП.01.01
дизайн –проектирование.
Основной целью практики является улучшение качества профессиональной
подготовки будущих учителей, совершенствование практических навыков.
 4.5 ПДП Преддипломная практика
Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной
практики и практики по профилю специальности. Преддипломная практика является
обязательной для всех студентов всех форм обучения.
Преддипломная
практика
направлена
на
углубление
обучающимся
первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных
компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также
на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта
или дипломной работы) в организациях различных организационно-правовых форм (далее
- организация).
ПДП проводится непрерывно( концентрированно)в течении 4-х недель с отрывом
от теоретического обучения.
10

По специальности Дизайн (по отраслям) преддипломная практика в течении3-х
недель.
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится
после освоения программы теоретического и практического курсов и сдачи студентами
всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных государственными
требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы
практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из колледжа, как
имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты
направляются на практику вторично.
5.Содержание и организация практики
5.1. Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по
каждому из модулей ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО (М), рабочими программами
практик, разрабатываемыми и утверждаемыми ГБПОУ РД «Профессиональнопедагогический колледж», реализующим ППССЗ (далее - образовательное учреждение),
самостоятельно.
5.2. Преддипломная практика проводится, как правило, в организациях на основе
договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями.
5.3. Во время преддипломной практики студенты зачисляются на вакантные
должности, если работа соответствует требованиям программы преддипломной практики.
5.4. Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в
соответствии с ППССЗ СПО.
5.5. Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как
непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при
условии обеспечения связи между содержанием учебной практики и результатами
обучения в рамках модулей ППССЗ СПО по видам профессиональной деятельности.
5.6. Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной
практики и практики по профилю специальности.
5.7. В организации и проведении практики участвуют:

ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж»;

Образовательные организации города, районов РД.
5.8. ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж»:

планирует и утверждает в учебном плане все виды и этапы практики в
соответствии с ППССЗ с учетом договоров с организациями;

заключает договоры на организацию и проведение практики;

разрабатывает и согласовывают с организациями программу, содержание и
планируемые результаты практики;

осуществляет руководство практикой;

контролирует реализацию программы и условия проведения практики
организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и
пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;

формирует группы в случае применения групповых форм проведения
практики;

совместно с организациями, участвующими в организации и проведении
практики, организовывает процедуру оценки общих и профессиональных компетенций
обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики;

разрабатывает и согласовывает с организациями формы отчетности и
оценочный материал прохождения практики.
5.9. Организации, участвующие в проведении практики:
11

 заключают договоры на организацию и проведение практики;
 согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание
на практику;
 предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики от
организации, определяют наставников;
 участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и
профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики;
 участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и
профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики;
 обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие
санитарным правилам и требованиям охраны труда;
 проводят инструктаж практикантов по ознакомлению с требованиями охраны труда
и техники безопасности в организации.
5.10.Обучающиеся, осваивающие ППССЗ в период прохождения практики в
организациях:
 полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики;
 соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового
распорядка;
 строго соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
5.11. Организацию и руководство практикой по профилю специальности и
преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательного
учреждения и от организации.
5.12. В период прохождения практики с момента зачисления студентов на них
распространяются требования охраны труда и правила внутреннего распорядка,
действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части
государственного социального страхования.
5.13.
Результаты
практики
определяются
программами
практики,
разрабатываемыми ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж» совместно с
организациями.
5.14. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или
на основании) результатов, подтверждаемых документами соответствующих организаций.
5.15. Практика завершается оценкой и/или зачетом студентам освоенных общих и
профессиональных компетенций.
5.16. Если ФГОС (М) в рамках одного из видов профессиональной деятельности
предусмотрено освоение рабочей профессии, то по результатам освоения модуля ППССЗ,
который включает в себя учебную практику, студент получает документ (свидетельство)
об уровне квалификации. Присвоение квалификации по рабочей профессии должно
проводиться с участием работодателей и при необходимости представителей
соответствующих органов государственного надзора и контроля.
5.17. Результаты прохождения практики представляются студентом в ГБПОУ РД
«Профессионально-педагогический колледж» и учитываются при итоговой аттестации.
6. Руководство практикой
6.1. Директор педагогического колледжа:
 обеспечивает общее руководство и осуществляет контроль за профессиональной
практикой;
 утверждает годовой (семестровый) план профессиональной практики;
 рассматривается аналитические материалы по организации профессиональной
практики.
6.2. Заместитель директора по учебно- производственной работе
(председатели КМП):
12

Осуществляет общее руководство и контроль за организацией практики
 организует и руководит работой по созданию рабочих программ
профессиональной практики студентов по специальностям, реализуемым в колледже;
 составляет
годовой
(семестровый)
план
проведения
и
расписание
профессиональной практики, графики консультации и доводит их до сведения
преподавателей, обучающихся и педагогических работников базовых учреждений;
 подбирает совместно с органами управления образованием базы для проведения
профессиональной
практики:
образовательные
учреждения,
разных
типов,
образовательные учреждения дополнительного образования детей, дошкольные
учреждении.
 организует до начала профессиональной практики обучение всех студентов
правилам техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей;
 распределяет обучающихся совместно с руководителем профессиональной
практики по базам профессиональной практики, оказывает методическую помощь,
заботится об условиях труда и быта;
 осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью всех лиц,
участвующих в организации и проведении профессиональной практики;
 контролирует ведение документации по профессиональной практики;
 проводит совместно с преподавателями конференции и выставки по итогам
профессиональной практики;
 выставляет обучающимся совместно с преподавателями итоговые оценки за
профессиональную практику;
 ведет табель учета рабочего времени работников образовательных учреждений
разных типов, образовательных учреждений дополнительного образования детей,
дошкольных учреждений;
 готовит аналитические документы по итогам профессиональной практики;
 готовит материалы для тарификации по профессиональной практике;
 составляет смету затрат профессиональной практики.
6.3. Руководители группы обучающихся - практикантов:
 осуществляют инструктаж учителей и других специалистов, привлекаемых для
работы с практикантами;
 распределяют практикантов на рабочие места, осуществляют методическое
руководство и контроль за их педагогической деятельностью;
 наблюдают за работой практикантов с детьми, анализируют и оценивают ее
совместно с учителями и другими специалистами;
 совместно с педагогическими работниками образовательных учреждений разных
типов, образовательных учреждений дополнительного образования детей, дошкольных
учреждений и другими специалистами составляют отзыв-характеристику и выставляют
итоговые оценки (зачет) практикантами;
 принимают участие в конференциях по итогам практики;
 контролируют ведение документации студентов.
6.4. Преподаватели педагогики, психологии и частных методик:
 распределяют по соглашению с учителями и другими специалистами между
практикантами темы пробных уроков и занятий;
 консультируют практикантов, утверждают конспекты пробных уроков и занятий,
планы проведения других видов деятельности, проводят анализ и оценивают
деятельность студентов;
 наблюдают за работой практикантов, анализируют и оценивают ее;

13

 принимают участие в подведении итогов и проведении конференции по
профессиональной практике.
6.5. Руководители организаций – баз практики.
При проведении учебной, педагогической и преддипломной практики в
соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением:
- обеспечивают необходимые условия для успешного проведения учебной,
педагогической и преддипломной практики и осуществляют общее руководство ею;
- контролируют работу учителей и других специалистов с практикантами;
- посещают выборочно уроки и занятия практикантов и принимают участие в их
анализе;
- подводят итоги педагогической и преддипломной практики в образовательном
учреждении
6.6. Работники баз практики:
- знакомят практикантов с планированием учебной и воспитательнообразовательной работы;
- проводят отдельные показательные уроки и занятия;
- определяют темы уроков, занятий, содержание других видов деятельности,
внеклассных занятий практикантов, консультируют их, проверяют конспекты
предстоящих уроков и занятий и дают согласие на их проведение;
- присутствуют на уроках и занятиях, анализируют их и выставляют оценки;
- знакомят практикантов с документацией (журналом, планом воспитательнообразовательной работы, дневником и др.);
- привлекают студентов-практикантов к индивидуальной работе с детьми,
родителями, к организации внеклассной работы по предмету;
- представляют отзыв-характеристику на работу практикантов и участвуют в
конференции по итогам профессиональной практики.
6.7. Учителя, выполняющие обязанности классных руководителей:
- знакомят практикантов с составом класса, личными делами учащихся, планом
воспитательной работы;
- помогаю практикантам наметить воспитательные задачи, консультируют их при
составлении плана отдельных воспитательных мероприятий;
- привлекают практикантов к проведению внеклассной и внешкольной
воспитательной работы с учащимися класса и к работе с родителями;
- присутствуют на проводимых практикантами внеклассных занятиях и
анализируют их;
- принимают участие в конференции по итогам профессиональной практики.
7. Права и обязанности обучающихся педагогического колледжа
7.1. В период прохождения профессиональной практики студенты обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации
образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного
образования детей, дошкольного учреждения, руководителей практики;
- следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда,
охраны жизни и здоровья детей;
- соблюдать нормы педагогической этики;
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой профессиональной
практики;
- составлять конспекты или развернутые планы уроков, занятий и других видов
деятельности, согласовывать их с учителями (другими руководителями практики) и
утверждать у методиста педагогического колледжа;
- присутствовать на всех видах профессиональной практики, согласно расписанию,
14

- активно участвовать в анализах уроков, занятий и других видов
деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем форме.
7.2.Практиканты имеют право по всех вопросам, возникшим в процессе практики,
обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить
предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процессе, организации
профессиональной практики.
7.3. При заочной форме обучения все виды практики, реализуются студентом
самостоятельно. При освоении программы практики, студент обязан представить в
образовательное учреждение отчет, по которому проводится собеседование. Студент,
имеющий стаж работы по профилю специальности или родственной ей, освобождается от
прохождения практик, кроме преддипломной (квалификационной).
8. Оплата за руководство практикой
8.1. Оплата труда преподавателей педагогического колледжа, учителей
образовательных учреждений и других специалистов, привлекаемых к руководству
профессиональной практикой, производится в соответствии с действующим
законодательством за фактическое количество выполненных учебных часов по ставкам
заработной платы, установленным по основному месту работы, на основе единой
тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
Оплата труда преподавателей педагогического колледжа производится в пределах
часов, отведенных учебным планом на практику. Расчет рабочих часов преподавателейруководителей практики, работников организаций привлекаемых к руководству
практикой, руководителей ОО осуществляется в соответствии с Письмом
Минобразования России от 03.03.2003 года № 18-51-21 «Рекомендации по
профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического
образования».
Количество часов по руководству профессиональной практикой в неделю,
предусмотренных Рекомендациями по производственной (профессиональной) практике
студентов по специальностям среднего педагогического образования, определяется
путем деления общего числа оплачиваемых часов в семестре на количество недель, в
течение которых в данном семестре проводятся теоретическое занятия.
8.2. Оплата за руководство профессиональной практикой по специальностям:
53.02.01 Музыкальное образование, 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение,
44.02.02 Преподавание в начальных классах, 54.02.01 Дизайн ( по отраслям).44.02.01
Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура
8.2.1. Показательный урок (занятие), проведенный преподавателем колледжа или
учителем школы, оплачивается из расчета -3 ч за один урок (разовыми).
Показательные уроки проводятся во ходе изучения частных методик по всем
специальностям
- учителю школы – 1 часа (за подготовку и проведение)
- преподавателю колледжа – 1 ч (за участие в подготовке урока, наблюдение и
анализ).
По специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по ПМ 01 ТООО
оплата за руководство практикой УП Наблюдений
- преподавателю колледжа – 2 ч. в нед. за 1 студ.
- учителю начальных классов – 2 ч. за 1 студ. за период практики.
По специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
УП. 03.02 Пленэр в течении 4-х недель концентр. оплачивается:
2 ч. за каждого студента в течении 4-х недель.
За учебную практику УП.01.02. Изучение памятников искусства в других городах2 недели концентр. оплачивается:
15

2 ч. за каждого студента в течении 2-х недель.
Наблюдения занятий в студии дизайна, школе искусств и т.д.( 2ч. за каждого
студента)
По специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
За учебную практику УП. 03.02. Пленэр (2-3 курс) по 1 нед. концентр.
Оплачивается:
2 ч.за каждого студента У.П.Музейная практика (3 к. 6 сем.1 неделя
концентрированно).
Наблюдения перед выходом на практику 2 нед «Пробные уроки изо искусства в
школе».
За производственную практику
8.2.3. За руководство психолого-педагогической практикой, введение в течение
одного семестра за каждого практиканта оплачивается:
- преподавателю педагогического колледжа – 4 ч;
- педагогическому работнику – 1 ч.
8.2.4. За руководство практикой по организации внеурочной деятельности по
профилю специальностей в течение одного семестра за каждого практиканта
оплачивается:
- преподавателю педагогического колледжа – 2 ч;
- педагогическому работнику – 1ч.
8.2.5. За подведение итогов летней педагогической практики за каждого
практиканта (за руководство, контроль и подведение итогов практики) оплачивается:
- преподавателям колледжа – 2 ч. (разовыми)
За подготовку к летней педагогической практике преподавателям колледжа и
другим специалистам производится оплата за фактически проведенные учебные часы, но
не более 80 ч на учебную группу. (1 неделя концентрированно).
8.2.6. За пробный урок или занятие, проводимое студентом, оплачивается для всех
специальностей:
- преподавателю колледжа – 3 ч. (за консультацию, наблюдение и анализ);
- учителю или другому педагогическому работнику – 1,5 ч. (за консультацию и
анализ);
- преподавателю педагогики и психологии, присутствующему на одном из
пробных уроков, - 1 ч. (за наблюдение и анализ).
8.2.7. По специальности 53.02.01 Музыкальное образование
 За пробное музыкальное занятие в ДОО, проводимое студентом, оплачивается:
- преподавателю колледжа – 2 ч. (за консультацию, наблюдение и анализ);
- музыкальному руководителю ДОО – 1ч. (за консультацию и анализ);
- преподавателю педагогики, присутствующему на одном из пробных занятий, - 1 ч.
(за наблюдение и анализ).
 За руководство практикой работы со школьным хором за каждого практиканта в
течение семестра оплачивается:
- преподавателю колледжа – 8 ч.;
- учителю школы – 4 ч.
По специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
за практику ПП03.01 Выполнение работ ДПИ и ХОМ 4 к. 7 сем.
- Преподавателю колледжа оплачивается:
3 ч. 3 заданий на 1 студента.

16

По специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) за практику ПП.01.01. по
профилю специальности «Дизайн - проектирование» (4 недели) 2 курс 4 семестр
оплачивается:
Преподавателю за каждого студента - 3 ч., выполнившего 2 заданий
3 курс 6 семестр «Дизайн - проектирование» (4 недели) - 3 заданий
4 курс 8 семестр ПП 01.02.Практика по формированию методических
компетенций– 1 неделя концентрированно оплачивается 2 ч. за одного студента
ПП 02.01. Производственная практика (педагогическая) – (3 недели) оплачивается
на каждого студента 3 часа по 3 занятий.
Преддипломная практика по специальности Дизайн по отраслям проводится в 8
семестре в апреле месяце ,в течении 3 недель, концентр. Оплата разовыми.
Преддипломная практика 8 семестр концентрированно( оплата разовыми)
Оплачивается преподавателю колледжа - разовыми 6 ч. на каждого студента
- учителю школы искусств, студии дизайна - разовыми 6 ч. на каждого студента
8.2.8. За руководство подгруппой практикантов за весь период практики «Первые
дни ребенка в школе» оплачивается:
- преподавателю колледжа – 30 ч (за наблюдение и анализ);
- учителя школы – 22 ч (за подготовку и анализ).
8.2.9. За проведение методической работы по профилю специальностей
- преподавателю – 2 ч. за 1 студента
- учителю школы (зам.директора, методисту) – 2 ч. за 1 студ.
8.2.10. За руководство преддипломной практикой оплачивается:
- преподавателю колледжа, на которого возложено руководство подгруппой
практикантов не более 3 ч. за каждого практиканта на весь период практики, а в случае
выезда на место практики – за фактически отработанное время, но не более 3 ч. в день, за
время нахождения в пути – 3ч., исключая выходные и праздничные дни;
- преподавателю педагогики, психологии, частной методики – за фактически
отработанное время, но не более 3 ч. в день, и в случае выезда на место практики за время
нахождения в пути – 3 ч., исключая выходные и праздничные дни;
- учителю музыки – за фактически отработанное время, но не более 32 ч. за 4 нед.
ПДП за каждого практиканта;
- учителям 1 – 4 классов, воспитателям дошкольных образовательных организаций
по 10 ч. в неделю за каждого практиканта;
- учителям 5 – 9 классов школы – по 3 ч. в неделю за каждого практиканта за весь
период практики;
- учителям, выполняющим обязанности классных руководителей, по 2 ч. в неделю
за каждого практиканта.
8.2.11. За руководство каждым видом практики директору (заместителю
директора) образовательных учреждений оплачивается по 1 ч. в семестр за каждого
практиканта.
8.3. Оплата преподавателям командировочных расходов производится
педагогическим колледжем в соответствии с действующим законодательством об оплате
служебных командировок.
8.3.1. За высокую методическую компетентность в использовании современных
технологий, введение инноваций в методическую подготовку студентов к
профессиональной практике и при наличии дополнительных финансовых средств ГПОБУ
РД
«Профессионально-педагогический колледж им. М.М. Меджидова»
вправе
увеличивать размер оплаты по профессиональной практикой по всем ее видам на 0,5 ч в
месяц.
17

8.4. Оплата преподавателям колледжа при заочной форме обучения:
- за руководство практикой (учебной и производственной), проверку
документации, проведение собеседования предусматривается 2,5 ч. на каждого
обучающегося (за каждый вид практики).
- За руководство ПДП преподавателям колледжа за руководство преддипломной
практикой преподавателю оплачивается за фактически отработанное время, но не
более 6 часов за каждого обучающегося на весь период практики, в случае выезда на
место практики за время нахождения в пути – 3 ч., исключая выходные и
праздничные дни.
9. Отчетная документация по практике
Отчетная документация для преподавателей колледжа, руководителей практики и
студентов:
9.1. Аттестация по итогам учебной и производственной практики проводится на
основании результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих
организаций;
9.2. Обязательными документами по практике являются:

дневник практики;

отчет студента;

аттестационный лист;

характеристика студента-практиканта во время прохождения
Преддипломной практики.
9.3. Оплата труда руководителей практики от образовательной организации
осуществляется при наличии следующих документов: договора с образовательной
организацией, справки с места работы с указанием занимаемой должности, копии
паспорта и СНИЛС.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить
учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях если
осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.
Обучающиеся, осваивающие ППССЗ в период прохождения практики в
организациях, обязаны:
-выполнять задания, предусмотренные программами практики;
-соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового
распорядка;
-соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.
Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и
преддипломной практикой осуществляют руководители практики от колледжа и
образовательной организации.
Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми
образовательной организацией.
По результатам практики руководителями практики от организации и от
образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения
об уровне освоения обучающимися профессиональных компетенций, а также
характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период
прохождения практики.
В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По
результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается
организацией.

18

В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические,
аудио-, фото-, видеоматериалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие
практический опыт, полученный на практике.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на
основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих
организаций.
Практики является завершающим этапом освоения профессионального модуля по
виду профессиональной деятельности.
Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии
положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от
организации и образовательной организации об уровне освоений профессиональных
компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по
освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и
своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с
заданием на практику.
Результаты прохождения практики представляются обучающимся в образовательную
организацию и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации.
Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не
допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.
10.Хранение документов по организации и проведению практики
Документы, относящиеся к организации и проведению
образовательной организации 5 лет:
-приказ о поведении практики студентов;
- программа практики;
- договоры с предприятиями, учреждениями, организациями;
- ведомости для фиксирования результата прохождения практики;

практики

в

Отчеты и дневники по прохождению учебной и производственной практики после их
защиты в течении 10 дней передаются на хранение в архив.
Срок хранения отчетов о прохождении практики – 5 лет после получения студента
диплома. Списание и уничтожение отчетов о практике по истечении срока хранения
производится в составе комиссии заместителя директора по учебно-производственной
работе, зав.отделением практического обучения, секретаря учебной части, акт (о списании
или уничтожении) утверждается директором Колледжа.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».