24.03.2021
Гаджимурад
Амиров (Мурад-бей Дагестанлы) - выдающийся ученый, общественный и
политический деятель конца 19- начала 20 века.
Родился в 1854 годув сел. Урахи
Дагестанского округа. Учился в Темир- Хан- Шуринском реальном училище, а затем
в Ставропольской гимназии.
В Турции, Европе и в арабских странах он
известен под именем Мурад-бей Данестанлы и Мизанчи Мурад. Еще в годы учебы в
Ставропольской гимназии в нем проявлялась способность к
научно-исследовательской работе: он занимался изучением даргинского фольклора,
опубликовал очерк «Среди горцев Северного Дагестана» (записки гимназиста). В
1873 году уехал учиться в Цюрих и оттуда перебрался в Турцию. В Турции он
работал в педучилище преподавателем истории и одновременно занимался научной
деятельностью. Ему принадлежат фундаментальные исследования: «Всемирная
история» в шести томах и «Турецкая история» в одном томе. В 1893 году он издал
по всеобщей истории учебник, который считается в Турции лучшим, он выдержал не менее
трех изданий. После его смерти остались незаконченные труды, которые были
частично изданы в 1913 году его сыном.
В 1891 году он написал роман на турецком
языке «Это новость или неожиданность». В нем сделана попытка показать
настроение молодой турецкой буржуазной интеллигенции того времени. Мурад-бей
много сделал для ознакомления турок с историей и литературой России, публиковал
материалы о России, переводил произведения русских писателей- «Горе от ума» А.
Грибоедова и др. Наибольшую популярность он приобрел как журналист и
общественно-политический деятель в связи с изданием еженедельной газеты «Мизан»
(Весы), отсюда одно из его имен-Мизанчи Мурад.
Жизнь Амирова подразделяются на два этапа:
этап учебы и жизни в России и этап деятельности в Турции и в эмиграции. Отец
его участвовал в борьбе горцев против царизма, состоял мюридом при наибе Хаджи-
Мураде. После гибели Хаджи-Мурада он не порвал с мюридами Шамиля, за что был
сослан в России, где пробыл три года. Он определил сыновей в русскую школу.
Мурад-бей хорошо знал историю, культуру,
быт, традиции и обычаи горцев, отмечал в них такие черты, как любовь к свободе,
Родине, родному аулу, уважение к старшим, гостеприимство, умеренность,
справедливость, простоту, непоколебимую твердость в решениях и т.д. «Ни одно
чувство у горцев, - пишет он, - не развито так сильно, как любовь к свободе».
Во втором периоде Мурад-бей проявил себя
как талантливый публицист и общественно-политический деятель. В 1895 году он
обратился к султану с предложением осуществить ряд реформ в системе
государственного управления, но султан даже не отреагировал на это. Мурад-бей
вынужден был эмигрировать за границу. Преследуемый властями, он переезжал из
одной страны в другую. Он побывал в Египте, Франции и Женеве, вошел в общество
«Иттихит и тарраки» и стал одним из руководителей младотурецкого движения. Его
газета стала одним из органов печати этого общества. В 1897 году Женевский
комитет общества, руководимый Мурад-беем, стал официальным штабом
младотурецкого движения в Европе. Его популярность была на столько велика в
этот период, что он стал своего рода идолом турецкой молодежи. Однако в
движении младотурков не было единства. Мурад-бей вернулся в Турцию, сидел в
тюрьмах, писал много научных работ – 16 томов. Умер в 1917 году, похоронен в Станбуле.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2021
Дата обновления: 16.09.2022
Дата публикации: 24.03.2021